«Инвалидов не вожу!»: в Казани колясочники жалуются, что их унижают таксисты

Регина КИРИЛЛОВА
«Инвалидов не вожу!»: в Казани колясочники жалуются, что их унижают таксисты

С неразрешимой пока проблемой столкнулись жители Казани, которые в силу ограниченных возможностей здоровья передвигаются с помощью инвалидной коляски. Поскольку пользоваться общественным транспортом колясочникам тяжело, многие из них выбирают более дорогой, но более удобный способ передвижения по городу - такси. Однако приезжающие на вызовы водители зачастую отказываются везти «особенного» пассажира, причем в грубой форме: «Инвалидов не вожу!», «Людей на колясках не обслуживаю», «Блин, инвалид!» Куда жаловаться на подобные выпады в свой адрес, колясочники не понимают, ведь сегодня каждый таксист - сам себе хозяин.

28-летняя Алина Бурнашева является инвалидом 1-й группы с детства из-за диагноза «ДЦП». Девушка передвигается на инвалидной коляске или при помощи специальных костылей, но при этом старается вести активный образ жизни. Днем 9 ноября Алина посетила Галерею современного искусства на улице Карла Маркса, а около пяти часов вечера собралась домой и вызвала машину через онлайн-приложение «Яндекс.Такси».

- Я заранее оделась, выехала на коляске на улицу и только тогда вызвала такси, чтобы водителю не пришлось меня ждать. В комментарии к заказу я всегда указываю, что нужен свободный багажник, потому что я на коляске, - рассказала Алина корреспонденту «Вечерней Казани». - В салон я сажусь сама, а коляску складываю и помещаю в багажник, конечно, не без посторонней помощи. В тот день проводить меня вышли двое сотрудников галереи, мужчина и женщина. Вскоре пришло сообщение, что автомобиль подъехал, но мы его не видели. Мой провожатый пошел к другому входу в галерею, предположив, что таксист подъехал туда. Действительно, автомобиль стоял в отдалении и подъезжать не собирался. Увидев меня, таксист сказал сотруднику галереи: «Пусть девушка отменяет заказ, я инвалидов не вожу». После этого я сама позвонила таксисту, ведь номер водителя сообщают при назначении заказа. И он точно так же мне заявил, что инвалидов не возит, и начал грубо требовать отказаться от заказа, который сам же взял!

В итоге замерзшая Алина выполнила это требование, чтобы получить возможность вызвать другую машину. Следующий водитель оказался более адекватным и без проблем доставил девушку домой.
Бурнашева говорит, что с хамскими выпадами со стороны водителей такси сталкивается регулярно.

- Поэтому я никогда не расплачиваюсь в такси картой, только наличными, иначе у меня бы из-за отказов деньги снимали, хотя отказываюсь я не по своей воле, - сетует Алина. - Конечно, я считаю, что это ущемление моих прав. Я такой же клиент, как другие, тоже плачу деньги. Если ты пошел в сферу обслуживания, то, наверное, не должен делить людей на «нормальных» и «особенных», при этом еще и оскорблять. Даже среди тех, кто не говорит при виде меня: «Блин, инвалид!» и не отказывается меня везти, попадаются те, кто ведет себя неуместно. «Ой, мне вас так жалко!», «И давно ты такая?» - очень обидно и неприятно такое выслушивать за свои же деньги.

Жаловаться на грубых таксистов в компанию-агрегатор, которая обеспечивает водителей заказами, девушка считает бессмысленным. Говорит, сначала пыталась отправлять претензии в «Яндекс.Такси», но ей ответили: «Спасибо за обращение, мы проведем беседу с водителем».

- На этом - все, от самой компании никаких извинений. Откуда я вообще могу знать, сделали ли они замечание грубияну? - рассуждает Бурнашева. - Конечно, в подобных случаях компания может сказать, что виноват человеческий фактор, но неужели с водителями не проводят никаких инструктажей, не следят за тем, какие сотрудники у них работают?..

Алина по возможности старается выходить из дома на костылях, если собирается воспользоваться услугами такси, хотя это неудобно, особенно зимой, когда на улице скользко. Но и отсутствие коляски не панацея: бывает, что таксисты отказываются везти девушку, потому что «костыли поцарапают салон».

В компании «Яндекс.Такси» оказались не готовы оперативно ответить на претензии инвалидов в адрес водителей-партнеров. Ответ на запрос «Вечерней Казани» по этому поводу нами пока не получен.

В свою очередь другие инвалиды-колясочники, опрошенные корреспондентом «ВК», подтвердили, что проблема с передвижением на такси у них существует. При этом не важно, услугами какого агрегатора ты пользуешься, ведь одни и те же водители сотрудничают с разными компаниями.

- Хорошо, что подняли больную для нас тему, - вздохнула пенсионерка, инвалид 1-й группы Амина Ибниева. - Вот случай из моей жизни. Летом мы с сестрой, здоровой женщиной, вышли из магазина и увидели, что на улице ливень. Решили доехать до дома на такси. В комментарии к заказу указали, что один из пассажиров на инвалидной коляске. И все равно приехавший водитель, увидев меня, заявил: «Людей на колясках не обслуживаю». Почему, объяснить не смог. Ведь сейчас коляски удобные, складные, в любой багажник влезают. Со стороны операторов диспетчерских служб тоже приходится терпеть грубость. Звонишь в такси, начинаешь объяснять, что ты на коляске, что тебе нужна помощь, чтобы сесть в салон и загрузить коляску в багажник, а тебе сразу на повышенных тонах говорят, мол, это ваши проблемы, таксист вам ничего не должен. В итоге оператор не передает таксисту, что мне нужна помощь, и он узнает об этом на месте. Кто-то реагирует нормально и помогает, а кто-то отказывается.

- Меня тоже нередко отказываются везти. Правда, откровенной грубости в свой адрес я не слышал, чаще отговариваются тем, что багажник занят, места для коляски не будет, - рассказал другой казанский инвалид-колясочник Александр Калашников. - В комментарии к заказу я тоже всегда указываю, что инвалид на коляске. Но, видимо, водители эти комментарии не читают. Недавно в центре города целый час ждал такси. Причем несколько водителей брали мой заказ, я видел по карте в телефоне, что они подъезжали, но, видимо, увидев меня, снимались с заказа и уезжали.