Итальянская опера под вывеской «Бахетле»

Айсылу КАДЫРОВА
Итальянская опера под вывеской «Бахетле»

Премьерой оперы Доницетти «Любовный напиток» открыли в субботу сезон в театре имени Мусы Джалиля. Публика приняла спектакль стоячей овацией. Однако аплодисменты стоя - не всегда свидетельство того, что сценическое действо - шедевр. Так же восторженно реагируют современные зрители и на концерты популярных юмористов из программы «Аншлаг»... Пожалуй, это был как раз тот случай.

Напомним, «Любовный напиток» - уже третий спектакль петербургского режиссера Юрия Александрова на сцене театра имени Мусы Джалиля. До этого в тандеме с московским художником Виктором Герасименко он поставил в Казани «Аиду» Верди (директор театра имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов уверяет, что на сегодняшний день это самая красивая «Аида» в России) и «Севильского цирюльника» Россини. Оперу Доницетти Александров поставил вместе с художником Вячеславом Окуневым, это копия «Любовного напитка», который они с Окуневым придумали в 2007 году для труппы московской «Новой Оперы».

Копия, конечно же, не точная, а с местным колоритом. В казанском спектакле герои оперы Гаэтано Доницетти размахивают флагом Татарстана с эмблемой футбольного клуба «Рубин». И внушительную часть действия разыгрывают на фоне вывески магазина «Бахетле».

Начинается спектакль очень красиво: пританцовывая, выходят из кулис артисты хора, облаченные в великолепные карнавальные костюмы из парчи, блесток и шикарных перьев. Крестьянский парень Неморино (Нурлан Бекмухамбетов) в постановке Александрова оказывается современным экскурсоводом: он демонстрирует карнавальное шествие группе японских туристов. Туристы молча снимают происходящее на сцене своими фотоаппаратами...

Неспешное развитие сюжета, переливающаяся красота сцены и очаровательная музыка Доницетти не успевают навеять тоску: действие резко прерывает один из зрителей в партере. Он вдруг встает с места и голосит басом на чистом русском языке: «Хватит! Довольно! Товарищи, занудно, старомодно!». Это - Олег Диденко, в спектакле Александрова он играет лекаря Дулькамару. Пока Диденко идет к сцене, декорации успевают поменять. Теперь вместо огромных зеркальных, с золочеными виньетками, потолка и стен на сцене - тьма. И еле проглядывающийся сквозь нее серый многоквартирный дом.

Во дворе этого дома - бочка с надписью «Пиво», раздолбанная скамейка, песочница. Над одним из подъездов - вывеска магазина «Бахетле». Возле дома шатаются одинаково неухоженные бабы и мужики, которым лекарь Дулькамара начинает впаривать под видом целебных напитков сомнительного качества алкогольную продукцию...

В спектакле Александрова герои оперы не раз переходят с итальянского на русский. В сцене помолвки красавицы Адины (Евгения Афанасьева) с сержантом Белькоре (Илья Кузьмин) даже поют частушки: «Полюби меня, девица, я народный депутат. У меня высокий рейтинг и внушительный мандат!». Девица в ответ: «С депутатом я не против, с депутатом - все мы «за», но боюсь, что только рейтинг у него и поднялся!»...

Самый узнаваемый шлягер этой оперы - романс ««Una furtiva lagrima...» («Одна слезинка украдкой...»)- бритый наголо Неморино исполняет в солдатском ватнике, с папиросой во рту. Впрочем, эту солдафонскую брутальность перебивает красота: завораживающий, мягко падающий с колосников сцены снег.

По режиссуре Александрова непонятно, почему же красавица Адина вдруг проникается любовью к Неморино. В поведении этой девушки вообще немало забавного: в минуты волнения она начинает танцевать «Умирающего лебедя», например. А в момент признания Неморино в любви стягивает с себя юбку...

Самый сильный игрок в фантазиях Юрия Александрова на тему «Любовного напитка» Доницетти - хор театра имени Мусы Джалиля (хормейстер - Любовь Дразнина). Это не безликая масса, не армия статистов, не фон. Это - вышколенная команда острохарактерных и умных актеров. Они обыгрывают каждую групповую сцену, причем так, что любого можно снимать крупным планом. А главное - хор в этой опере прекрасно поет. Чисто, легко, чарующе.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА