Из бутика для женщин - в академию Никиты Михалкова

Айсылу КАДЫРОВА
Из бутика для женщин - в академию Никиты Михалкова

Двадцатисемилетний Сергей Батаев - первый и пока единственный представитель Татарстана, окончивший Академию кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Это уже его третья профессиональная школа: до михалковской академии Батаев успел окончить Казанское театральное училище и ГИТИС.

- Я до сих пор очень дружен со своими казанскими педагогами Татьяной Лядовой и Еленой Ненашевой, - сказал Сергей корреспонденту «Вечерней Казани». - Год назад именно они рассказали мне о возможности поступить в академию Никиты Михалкова: выездная приемная комиссия как раз собиралась в Казань. Я в одну секунду принял решение уволиться с работы в Москве и прилетел на экзамены.

- А где и кем вы тогда работали?

- Продавцом-консультантом в бутике для женщин. Я тогда уже четвертый год пытался устроиться в московский театр. Мне всюду отказывали. Столько раз, сколько мне говорили «нет», никому не говорили, наверное. Но я не отчаивался: продолжал ходить на кастинги, а зарабатывал на жизнь совершенно не своим делом - мыл машины, охранял заводы... Старался получить работу в кафе, чтобы проблему с питанием решить, но в официанты меня почему-то тоже не брали. Ой, да меня даже в «Макдоналдс» не взяли!

- Вы хотели поступить в академию Михалкова, чтобы стать ближе к одному из самых успешных и влиятельных режиссеров в России?

- Я очень люблю учиться. А Михалкова считаю выдающимся режиссером и актером. Из всех его фильмов больше всего люблю «Родню», а из ролей в кино - Колю в лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Мне крупно повезло, что я поступил в академию Михалкова. Да, к Никите Сергеевичу отношение неоднозначное. Но лично у меня нет причины не уважать его.


- Какой он учитель?

- Прекрасный! Он преподавал нам актерское мастерство и весь отдавался этому процессу: оставлял помощникам все свои мобильные телефоны и ни на кого и ни на что не отвлекался. Мы могли репетировать до часу ночи, до двух. У Михалкова потрясающая работоспособность. И запредельная энергетика: когда он на тебя внимательно смотрит, физически ощущаешь исходящие от него волны теплой силы. Но на одной только работе он не помешан. В академии есть кухня, где можно в любой момент вскипятить чай или сварить кофе, перекусить баранками или яблоками, которые привозил для нас Никита Сергеевич.

- Помните первый день учебы в академии?

- В первый день мы не учились. Нам вручили студенческие билеты, а потом Никита Сергеевич пригласил всех в ресторан. Там кроме студентов и преподавателей были представители благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Этот фонд оплачивает учебу в академии Михалкова тем, кто, как и я, поступил на льготную форму обучения. Кстати, на платное отделение (340 тысяч рублей за годовой курс) тоже был большой конкурс.

- Вы, наверное, самым молодым на курсе были?

- Вряд ли. Там все студенты не молодые, поскольку в академию Михалкова принимают тех, кто уже имеет диплом об образовании в сфере театра и кино (поэтому и учатся там недолго - всего год). Точно знаю, что я был первым студентом из Татарстана. А сейчас к Михалкову поступает актриса Казанского ТЮЗа Елена Качиашвили. От всего сердца желаю ей удачи!

- Сергей, а что вы собираетесь делать теперь, когда учеба у Михалкова позади?

- На выпускном вечере, который у нас проходил в имении Никиты Сергеевича под Нижним Новгородом, Михалков говорил, что мы, его ученики, для него как семья. Теперь мы всегда будем поддерживать друг друга. И нас по-прежнему будут связывать общие проекты - например, мы продолжим играть на разных площадках Москвы спектакли, которые ставили в период учебы в академии. Это пластический спектакль Сергея Землянского по мотивам романа Льва Толстого «Воскресение», где я играю барона Кригсмута, и постановка Александра Коручекова «Тина» по одноименному произведению Антона Чехова, где я играю Крюкова. Хочу отметить, что после учебы в академии меня наконец-то пригласили на работу в московский театр «Модерн», который сейчас возглавляет режиссер Юрий Грымов.

- А предложения от кинорежиссеров не начали поступать?

- У меня есть опыт съемок в сериалах - играл диджея в «Легендах о Круге», Диму в «Слепой», Валентина в «Детективах»... Сейчас стали поступать приглашения на более серьезные кастинги, но о результатах я пока не стану говорить.


- Я правильно понимаю, что в труппе профессионального театра вы еще не работали?

- Как это не работал? По окончании Казанского театрального училища играл в Тверском ТЮЗе Якоба в «Карлике Носе», Иванушку-дурачка в одноименной сказке... Но всегда мечтал о работе в московском театре. И в кино всегда мечтал сниматься. Помню, когда подавал документы в Казанское театральное училище, извел всех дурацким вопросом: «А я буду сниматься в кино?» Смешно вспоминать, каким я тогда был.

- Каким же?

- Очень толстым - весил больше 100 килограммов! Очень некрасивым - с вульгарным таким «колхозным» загаром. Очень наивным... Я приехал из Алексеевского района, где родился и вырос. Мои родители - рабочие. Я и сейчас не разучился косить траву, убирать сено, ухаживать за скотиной. Но эволюция, которая со мной произошла, колоссальная! Я периодически задаюсь вопросом: за что меня приняли в Казанское театральное училище? За искренность, наверное. Я искренне, от всего сердца хотел стать актером. А как потом я в ГИТИС рвался! Только на третий раз поступил на курс к Михаилу Скандарову. Москва очень долго не принимала меня. Помню, на приемных экзаменах в академию Никиты Михалкова после стандартного задания «прочтите басню, фрагмент прозы и стихотворение» Виктор Вержбицкий мне говорит: «Сергей, вы очень хотите учиться в академии? Докажите это прямо сейчас!» И я стал читать Есенина: «...Сердце бьется все чаще и чаще, и уж я говорю невпопад: я такой же, как вы, пропащий, мне теперь не уйти назад!» И с такой болью я это читал, с таким надрывом... Убедил комиссию.

- Любовь к Есенину помогла?

- И не один раз! Однажды в Москве я зашел в музей Есенина и предложил работающим там дамам послушать, как я читаю стихи Сергея Александровича. Им очень понравилось. Теперь я периодически выступаю в этом музее - играю моноспектакль «Жизнь - обман с чарующей тоскою...», который поставили для меня мои казанские педагоги Елена Ненашева и Татьяна Лядова.

- Вы сейчас в Казань к ним приехали?

- Ради встречи с ними - так правильнее. Выдались свободные деньки...
 
Фото из архива Сергея Батаева.