Из Кабана в Волгу на императорском ботике

Ирина ПЛОТНИКОВА
Из Кабана в Волгу на императорском ботике

На озере Кабан проходит обкатку 11-метровая ладья - миниатюрная копия тех судов, что ходили по Волге в Древней Руси, правда, с самой современной начинкой. Весла и парус заменил  электродвигатель. Построили судно на казанской верфи по заказу Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря (Саранск), чтобы катать паломников и, возможно, патриарха Кирилла.

Монастырский заказ

Первым капитаном нового судна станет иеромонах Даниил. Сейчас он обучается на курсах вождения маломерных судов в Казани. В августе в Макаровском монастыре пройдут юбилейные торжества - десять лет назад к лику святых Русской православной церкви был причислен адмирал Федор Ушаков. Монахи планируют назвать в честь канонизированного земляка казанскую ладью и пригласить на прогулку по воде предстоятеля РПЦ  патриарха Кирилла.

О стоимости монастырского заказа на казанской судоверфи "Панбот" не говорят. Работа над ладьей началась намного раньше, чем судном заинтересовалась церковь. На создание трехмерной компьютерной модели и ее воплощение в дереве ушел почти год. Использовали ясень, махагон африканский, татачубу и сосну.

"Эта лодка может прослужить 100 лет", - уверяет директор судоверфи, бывший вице-президент ХК "Ак Барс" Булат Яушев. На воде он, сын моряка,  с пяти лет. В 14 получил права на вождение моторной лодки - в те годы в Казани этих транспортных средств насчитывалось до 50 тысяч. Авто  было меньше. Для Яушева новая ладья стала вторым построенным судном, для его партнера Алексея Суевалова - пятым, если не считать склеенную в седьмом классе модель миноносца "Чесма".

Штурвала у ладьи нет. Только румпель на корме и рядом, к услугам современного кормчего, рычаг переключения скорости и джойстик для управления подруливающими винтами. Под палубой с кожаными диванами и деревянными скамьями скрыт голландский электродвигатель, аккумулятор (зарядки хватает на день прогулок) и 6 помп для откачки воды - если вдруг пойдет дождь. Впрочем, главный секрет - под водой: винт с автоматическим, как в коробке передач, изменением шага. Плывет электролодка по воде тихо и бесшумно, как тень, - ни рыбу, ни народ не пугает.

Ах, что-то движется там по реке...

За испытаниями на Кабане прохожие наблюдают во все глаза. Кому ж не хочется на воду в жаркий летний день? На борт ладья готова принять 20 человек, да только не казанцев. Скоро ее отправят   заказчику. Впрочем, создатели судна уверены: Казани нужен туристический флот - современный, но с элементами старины.

Своих средств на строительство ретрокораблей у судоверфи пока нет. Зато есть 20 проектов. Среди них и 14-метровый голландский тьялк, и 15-метровый пароходик на колесном ходу, и даже гафельная шхуна для круизов. В отличие от уже построенной ладьи на этих судах предусмотрены и гальюн, и камбуз, и каюта для экипажа. "Воды в Казани много, так что прогулочный турфлот - это очень перспективно и рентабельно - за полтора года окупится", - уверен Алексей Суевалов.
Уверенность корабелов подкрепляют масштабы работ по восстановлению Болгара и Свияжска, ведь оба памятника истории расположены на Волге.

Кто построит ботик Павла Первого?

В марте на заседании попечительского совета фонда "Возрождение", председателем которого является Минтимер Шаймиев, прозвучала идея о строительстве плавающего экспоната для Свияжска - "императорского" ботика. Точнее, копии того 12-весельного судна, на котором Павел I прибыл из Свияжска в Казань в 1789 году.
Сам ботик казанцы не сберегли: в 1956 году он, оставшись без охраны, сгорел за Петрушкиным разъездом. Вместе с ним была уничтожена и еще одна реликвия российского флота - галера "Тверь", помнившая Екатерину II.

"Не обязательно восстанавливать исторический ботик со всеми его атрибутами в масштабе один к одному, нужно судно для эксплуатации с учетом современных требований!" - считает директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин. По его словам, работа над техническим заданием для строителей уже началась, а к лету будущего года "императорский" ботик должен поплыть. Стоимость проектных работ оценивается в миллион рублей. Во сколько обойдется стройка и кому ее доверят, пока не оглашается. По информации "ВК",  конкуренцию казанским корабелам может составить частная судоверфь из Петрозаводска.

С ветерком - по Булаку!

Говоря о возможном будущем казанского флота нельзя не вспомнить давний проект создания водного маршрута - Волга - Кабан - Булак - Казанка - Волга, по которому можно проплывать через город на небольших судах. Большие - по Булаку не пройдут. Судоходным он перестал быть в середине XIX века.

- Нужны расчеты, но теоретически проект реальный, только понадобится шлюз, ведь в Казанке и Булаке уровень воды разный, - объясняет заведующая лабораторией водных экосистем КФУ Нафиса Мингазова. - А вот соединение озер Кабана с Волгой в одну водную дугу предусмотрено генпланом Казани 2007 года.

В речном порту идею муниципального турфлота одобряют, но оценивают скептически: скоро туристов по Волге катать будет не на чем - возраст пассажирского флота перевалил за 50. Из скоростных судов в ведении порта остались два  "Метеора" и два "Восхода", а еще 20 лет назад - и тех, и других по 15 штук ходило. Хотя потребность в турфлоте растет, а требования к его эксплуатации ужесточаются.

- Завод Серго готов строить новые суда, но их стоимость в 100 - 140 миллионов рублей сами мы не осилим, - говорит директор казанского пассажирского порта Рашид Сафин.

100 миллионов - сумма большая, если не сравнивать с миллиардами, которые ежегодно закатывают в землю на строительстве и ремонте автомагистралей. "Под Универсиаду" в Казани строят метро, новый железнодорожный вокзал, терминал аэропорта, мосты и дороги. О  перспективах развития речного транспорта можно судить по заброшенному зданию речного вокзала, которое хотели сдать еще к 1000-летию города, а когда сдадут - неясно.

 

DSC01303071

 

DSC01317072

 

DSC01335073

 

DSC01339075

 

DSCN4864074

 

IMG_4380