Из Казани он уезжал скрипачом, а вернулся режиссером кино

Айсылу КАДЫРОВА
Из Казани он уезжал скрипачом, а вернулся режиссером кино

Почетным гостем Х Казанского международного фестиваля мусульманского кино стал Константин Лопушанский - петербургский режиссер, жизнь которого была связана с Казанью: он учился в Казанском музыкальном училище и Казанской консерватории. Любопытно, что эти факты стали чуть ли не сенсацией для некоторых зрителей «Ретроспективы фильмов Констатина Лопушанского», которая с огромным успехом прошла в рамках Х КМФМК в кинотеатре «Мир». У них не укладывалось в голове, что такие биографии, как у Лопушанского, возможны.

Это, действительно, редкий случай, когда дипломированный скрипач становится вдруг кинорежиссером, причем успешным: среди наград, которые получали его фильмы, - Гран при на фестивале в Бильбао («Соло»), Гран при и приз за режиссуру на фестивале в Мадриде («Посетитель музея»), приз Французской федерации киноклубов на Каннском кинофестивале («Письма мертвого человека»)...

- Константин Сергеевич, в вашем фильме «Гадкие лебеди» главному герою задают вопрос: «С кем вы, мастер культуры?». Как бы вы сами ответили сегодня на этот вопрос?

- Я бы так сказал: я с искусством. Мне как художнику надо быть прежде всего с искусством. Потому что другие позиции мне не очень близки. Понимаете, я стараюсь быть профессиональным, стараюсь говорить только про то, что я профессионально понимаю. Профессионально я понимаю в искусстве.

- Кому вы сегодня доверяете? Кто вам симпатичен?

- Перечислять этих людей не стану. Это опасно: могу кого-нибудь забыть. Я знаю по себе, как это бывает обидно, когда о тебе забывают.

- Встречали ли вы в своей жизни гениев?

- Да, в этом плане судьба была ко мне щедра. Во-первых, это Андрей Тарковский. Я был его ассистентом на съемках «Сталкера», мы дружили... Это отец Александр Мень. Именно он, когда мне исполнилось 33 года, меня крестил... Удалось мне быть знакомым с Андреем Дмитриевичем Сахаровым. С Алексеем Германом. С Роланом Быковым...

- Уже при первой встрече бывает понятно, что перед вами - гений?

- Это понимание приходит потом, как правило... Удивительное ощущение возникло у меня в момент знакомства с Александром Менем. Он сразу вызывал ассоциации с библейским пророком. Глубочайшего обаяния был человек. Сердечный. И интеллектуал.

- Вас никогда не приглашали сниматься в кино? Вы могли бы сыграть скрипача, я права?

- Для этого нужно быть профессиональным актером. А я не актер. Тарковский, помню, рассказывал, что когда-то у японцев было принято на определенных этапах жизни менять свое имя. Таким образом за одну свою земную жизнь человек проживал несколько жизней под разными именами. Что-то в этом есть. Я свое имя не менял, конечно же. Но у меня две жизни: одну прожил как скрипач, вторую живу как режиссер. И еще одна жизнь была, промежуточная: когда я занимался музыкальной режиссурой...

- Что чувствует режиссер, когда его фильм участвует в конкурсе?

- Более пятидесяти кинофестивалей было в моей жизни. Сейчас я так к ним отношусь: фестиваль - это место, где можно увидеться с коллегами, пообщаться с ними, ну и показать свою работу тем, кому это интересно. В последнее время я стал противником фестивалей-конкурсов. Потому что это неправильно - сравнивать больших художников. Это как сравнивать Толстого и Достоевского... Самый правильный, по-моему, фестиваль проходит в Америке, в Колорадо - Telluride Film Festival. Там никто ни с кем не соревнуется, потому что он очень избирательный: к участию отбираются лучшие кинокартины года, и это - уже награда. Проводит этот фестиваль Том Ладди - продюсер Фрэнсиса Форда Копполы. Он приглашает очень мало режиссеров, но это весь цвет мирового кинематографа. Я был на этом фестивале в 2001 году с фильмом «Конец века». Вместе со мной тогда был приглашен Дэвид Линч, Рэй Лоуренс...

- Какие фильмы за последние два года произвели на вас сильное впечатление?

- Черно-белый фильм Павла Павликовского «Ида». Этот фильм где только можно уже завоевал призы. Изумительный! Отмечу еще фильм Паоло Соррентино «Великая красота». Великолепная работа!

- Что вам было важно увидеть в этот раз в Казани?

- Могилу отца на Арском кладбище. И места, где прошло мое детство. Мои родители после окончания Московского университета приехали работать в Казань, преподавали здесь в пединституте. И мы жили в общежитии этого института, которое находилось в помещении бывшего Богородицкого монастыря на улице Миславского. Сейчас в этом помещении снова монастырь, я побывал там. Я, оказалось, все помню - где что находилось, где была наша комната. Я вспомнил даже место, где стояло пианино!.. Конечно же, я побывал в консерватории. Она фантастическая сейчас! И вся Казань - фантастической красоты сейчас город, я в восторге. Я понимаю: не только деньги были нужны, чтобы привести здесь все в порядок. Еще и рука хозяина. Еще и ум... Я хочу приезжать в этот город еще и еще...

Фото Александра Герасимова