Качество моторного топлива - на контроле

ВК
Качество моторного топлива - на контроле

В Татарстане ведется масштабная борьба с недобросовестными участниками топливного рынка.

МАСШТАБНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Актуальную информацию о ситуации с качеством моторного топлива в Татарстане представило Управление рационального использования топливно-энергетических ресурсов (УРИТЭР) РТ. На брифинге в Доме правительства РТ журналисты узнали о масштабной работе, проведенной в текущем году.

За 11 месяцев специалисты УРИТЭР отобрали на 985 автозаправочных станциях и восьми нефтебазах, а затем лабораторно испытали 1829 проб. Несоответствие отдельным требованиям ГОСТа и Технического регламента Таможенного союза (ТС) выявлено только в 58 образцах, или в 3,2% от всех проб. В том числе из 1233 проб бензина за весь 2017 год несоответствия найдены в 22, из 596 проб дизтоплива – в 36.

Много это или мало - 3,2 процента? Для сравнения: по России уровень нарушений среди АЗС составляет 11%, в том числе у крупных заправочных сетей - 3,5%. В Татарстане же к таким крупным компаниям, как «Татнефть-АЗС Центр» и «ТАИФ-НК АЗС», нареканий нет. Показатель нарушений – 0%. Лишь у «Лукойл-Уралнефтепродукта» из 34 проб отрицательный показатель получен по одной (незначительное отклонение по температуре вспышки).

В этой сфере в Татарстане наблюдается в целом положительная динамика, считает начальник УРИТЭР Роберт ГИЛЯЗИЕВ. Достаточно сравнить с 2005 годом, когда 22,7% (!) проб дали отрицательный результат. Вопросы качества моторных топлив находятся под постоянным контролем руководства республики, подчеркнул он.


КТО ПОРТИТ ВОЗДУХ

В чем заключаются нарушения? Больше всего отклонений от ГОСТа приходится на превышение содержания серы. Это стало характерным в целом для России в последние 2 года, что можно объяснить введением в обращение моторных топлив исключительно 5-го класса. В них содержание серы не должно превышать 10 мг на килограмм (10 ppm) топлива, тогда как у 4-го класса этот показатель был 50 ppm. А лаборатория фиксирует любые отклонения от установленных требований, если они даже не очень большие, отметил Гилязиев. По его словам, не выявлено ни одного нарушения, критичного для работы двигателя. Те доли превышения, о которых речь, не могут одномоментно вывести из строя машину, это больше вопрос экологии.

Подавляющая часть нарушений, по информации УРИТЭР, выявлена на АЗС малых компаний и частных предпринимателей. На брифинге были названы заправки-«рецидивисты». На них, оказывается, практически нет управы. При этом на долю трех упомянутых выше сетевых компаний приходится 45% заправок и нефтебаз республики. Реализуют они три четверти всего объема топлива, в том числе Татнефть и ТАИФ – примерно по 30%.

В этом контексте Роберт Гилязиев высказался в пользу вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), в составе которых есть и НПЗ, и сети АЗС.

- Все наши НПЗ – ТАНЕКО, ТАИФ-НК и Кичуйский завод Татнефти - отпускают только качественное топливо, это я вам на 100% гарантирую, - заявил он. - Не станет крупный завод подмешивать в свой продукт нестандартную продукцию и тем самым портить свою репутацию.

По его словам, качество может ухудшаться в цепочке на пути к АЗС, особенно на мелких посреднических нефтебазах, где могут происходить манипуляции. Бывают случаи, когда в бензовоз, перевозивший накануне бензин, без очистки заливают дизтопливо (это свойственно малым компаниям с минимальным автопарком). А ведь даже небольшой бензиновый остаток отрицательно влияет на температуру вспышки.

У ВИНК же, как известно, контроль по всей цепочке - от НПЗ до заправочного пистолета - ведется жестко, в том числе с помощью собственных стационарных и мобильных лабораторий, спутникового слежения за бензовозами.


ЭТО УЖЕ «ЕВРО-6»


В 2018 году ТАНЕКО начнет выпускать автобензины (пока НПЗ производит только дизтопливо). Это должно положительно сказаться на розничном топливном рынке республики с точки зрения качества, а также сдерживания цен, считает Роберт Гилязиев. Сегодня в Татарстан завозится около 500 тыс. тонн бензина из других регионов, а новое производство перекроет эту потребность. Сокращение логистического плеча поставок, исключение из цепочки нефтебаз также являются благоприятными факторами. «Ведь и хранение на нефтебазах стоит недешево», - добавил начальник УРИТЭР.

Кстати, о ценах на моторное топливо. В Татарстане они не выше средних по Приволжскому федеральному округу (ПФО), и татарстанские автозаправщики повышают их не первыми – такие выводы сделаны на основании объективных данных мониторинга в республике и соседних регионах.

Итак, ТАНЕКО. Самый современный на постсоветском пространстве, построенный с применением передовых технологий и оборудования нефтеперерабатывающий комплекс в будущем году планирует выпустить 875 тыс. тонн автобензина. То есть завод не только закроет «брешь» в Татарстане, но и обеспечит разветвленную сеть Татнефти за пределами республики. Заправляя теперь уже всей линейкой собственного топлива, Татнефть будет давать уже 100-процентную гарантию высокого качества.

Рынок ждет новый продукт Татнефти под впечатлением успеха танековского дизельного топлива «Евро-5», аналогов которому в России нет. Высокое цетановое число ДТ ТАНЕКО - до 60 при требовании не ниже 51 для летних сортов топлива и 47 для зимних – обеспечивает хорошую воспламеняемость дизтоплива и улучшенный процесс сгорания топлива. Содержание серы – менее 3 ppm при допустимых 10 ppm. Это не только снижает вредные выхлопы, но и предотвращает коррозии. В результате замедляется износ двигателя.

Еще одно преимущество дизтоплива ТАНЕКО - низкое содержание полициклических ароматических углеводородов: 0,1 - 0,2% при норме не более 8%. Это позволяет увеличивать ресурс двигателя и обеспечивает его высокие мощностные характеристики. В противном случае «ароматика» ведет к засмаливанию и нагару в камере сгорания, на поршнях, в форсунках двигателя.

Другой плюс танековского топлива водители оценили в межсезонье. Традиционно переход с летнего на зимнее топливо считался одним из недостатков дизельных двигателей. Смешивание разного вида горючего приводит к его замерзанию в топливной системе из-за кристаллизации парафинов. Поэтому российские производители часто добавляют в зимнее дизтопливо различные присадки. Но дизель ТАНЕКО в этом не нуждается – он уже готов к употреблению без всяких миксов.

Фактически дизтопливо премиум-класса ТАНЕКО - это уже «Евро-6», стандарт которого готовят ввести в Европе. Так утверждают специалисты отрасли, основываясь на результатах независимых экспертиз.


В НОВОМ ФОРМАТЕ

Ставка Татнефти на обеспечение своей сети собственным высококачественным топливом побудила приступить к масштабному переформатированию заправок, включающему привлекательный дизайн и развитие сопутствующего сервиса. Многие прорывные идеи в отрасли находят свое воплощение в первую очередь в сети АЗС «Татнефть», утверждает признанный эксперт топливного рынка, директор Центра технологий конкуренции Евгений КОРОТИН.

- Это подчеркивает их стремление быть лучшими на рынке, нацеленность на успех и умение решать самые сложные задачи, - считает он.

Коммерческий директор ООО «Консалтинговая компания «ОМТ-Консалт» Радик САИТОВ отмечает, что в последние годы сеть «Татнефть» увеличивает обороты не только по объемам реализации, но и предлагает новые для рынка подходы к развитию клиентского сервиса. По его словам, основа успехов Татнефти - это, в первую очередь, многолетнее безупречное качество продукции и наличие всего спектра востребованных клиентами услуг.

В специализированных интернет-ресурсах многие ставят заправкам Татнефти самые высокие баллы. «Без жалоб клиентов у такой разветвленной сети, конечно, не обходится, но их очень мало, а обоснованные претензии решаются практически на месте, - говорит ведущий инженер группы рекламы и программ лояльности управления по реализации нефти и нефтепродуктов ПАО «Татнефть» Рамиль ГИЗАТУЛЛИН. - Что касается задокументированных претензий на качество топлива, то ни одна из них не подтвердилась».

И такая картина наблюдается последние пять лет. Это подтверждают дотошные обследования УРИТЭР.

- С 2005 года в Татарстане работает система добровольной сертификации автозаправок - единственная в своем роде в России, - рассказал автору этих строк заместитель начальник управления Шамиль ГУМЕРОВ. - Эта система зарегистрирована в Росстандарте. Самая её активная участница – Татнефть. У компании есть три аттестованные лаборатории - на нефтебазах в Бавлах, Набережных Челнах и Альметьевске. У них есть и мобильная лаборатория. Это добросовестная компания, которая борется за свой имидж и идет в ногу с мировыми стандартами не только по качеству топлива, но и по дополнительному сервису.

Правда, появилась неожиданная проблема. Укрепление позиций Татнефти на топливном рынке вызвало противодействие в виде серии недобросовестных публикаций, носящих явно «заказной» характер. Фейковые отзывы на некоторых интернет-ресурсах используются для кричащих заголовков.

- Наша задача состоит в том, чтобы бороться не только с некачественным топливом, но и с искажением фактов, дискредитацией добросовестных компаний, - говорит Шамиль Гумеров. - Для этого оглашаем итоги своих обследований, приглашаем прессу. Однако некоторые, по большей части «желтые», издания даже наш брифинг использовали для того, чтобы, вырвав слова из контекста, плюсы превратить в минусы. Используется такой «невинный» прием, когда акцент сделан на негативных фактах, при этом в качестве иллюстрации тут же дается фото узнаваемых добросовестных компаний, к которым у нас претензий нет.

Будем считать это признаком успеха.

Анвар Маликов