Как отравиться карамелькой

Марина ЮДКЕВИЧ
Как отравиться карамелькой

В ноябре Советский райсуд даст оценку драматичной истории, приключившейся с одним выпускником юрфака КГУ. В ходе очередного посещения "Макдоналдса" в Казани несчастный внезапно осознал, что ему буквально кусок в рот не пойдет. Ни сэндвич, ни ломтик картошки, ни даже кусочек из салата. Потому что: а вдруг это все не халяль?

По словам молодого человека, сотрудники заведения не предоставили ему сведений, что из чего приготовлено. Из-за невозможности удовлетворить этот интеллектуальный голод он предпочел остаться голодным и физически. Но не ослабел духом, а прибег к помощи ничем доселе не известной общественной организации "Социум", которая и заявила иск "о предоставлении информации о составе продуктов питания"  к всемирно известной сети ресторанов быстрого питания. И даже не потребовали возмещения морального вреда голодному потребителю.

В "Макдоналдсе", правда, пока лишь пожимают плечами: дескать, технологические карты принципиально доступны любому посетителю, только спроси... Что касается судебного опыта в Казани, он у корпорации уже есть. В 2010 году отсудить у "Макдоналдса" больше миллиона рублей пробовала учительница одной из казанских школ. Она указала в исковом заявлении, что, поскользнувшись на выходе из ресторана, получила сотрясение головного мозга и резаные раны лица... Вахитовский райсуд удовлетворил ее требование компенсировать 10 тыс. рублей, потраченные на восстановление лица, а вот размер возмещения морального вреда снизил с 1 млн рублей до 1 тыс. рублей. Если бы, мол, действительно страдала, так не отказалась бы от госпитализации.

И вообще, подумаешь - лицо. В переносном смысле мы его теряем вообще на каждом шагу, хоть в ресторане, хоть в ЖЭКе, и ничего! Чуть более ценен желудок в его физиологическом аспекте: в 2010-м нижегородцу, которому стало плохо от некачественного сэндвича, суд вместо 200 тыс. рублей компенсации морального вреда присудил 1,5 тысячи...

А вот попадание в тот же желудок чего-либо вредного идеологически - это куда серьезней. Ведь осквернение организма ничего не подозревающего потребителя белками, жирами и углеводами ненадлежащего происхождения вполне тянет на оскорбление чувств верующих! А с этим нынче строго.

Так что можно считать, компания юристов-общественников напала на продуктивную жилу. Но не она первая.

Первый, он же - самый до сих пор громкий в Татарстане процесс религиозно-пищевой окраски инициировала в 2010 году "Эссен Продакшн АГ". Компания-обладатель торговой марки "Махеев" потребовала, чтобы УФАС по РТ признало недобросовестной конкуренцией действия Казанского жиркомбината: этот конкурент выпустил на рынок майонез с маркировкой "халяль". Мол, состав любого соуса этого типа таков, что нехаляльных майонезов вообще не бывает! Ведь обидно же, когда конкурент первым догадался застолбить модный рынок... Правда, закончилась битва за "халяль" полным пшиком: антимонопольщики возбуждать дело отказались, и суд их в этом поддержал.

Можно подумать, будто нашему потребителю до, в процессе и после потребления чего-либо только и остается, что думать о Боге. Так нет же! На просьбу припомнить самые удивительные претензии к производителям и продавцам начальник правового отдела Госалкогольинспекции РТ (отвечает и за защиту прав потребителей по самому широкому фронту рынков) Борис Эйдинов говорит: "А, это дела о карамельке!". И напоминает анекдот, как двое приятелей, страдая от плохого самочувствия, восстанавливают в памяти вчерашнее: "Было три бутылки водки... А на закуску?.. Да карамелька. Ну тогда ясно, карамелькой и отравились!".

Впрочем, признался г-н Эйдинов, гораздо более удивительным он считает поведение адресата исков потребителей в печально известном "бензиновом скандале", потрясшем Татарстан летом 2010-го. Тогда больше полутысячи автомобилей, заправленных недалеко от Казани на трех АЗС под маркой "Роснефть-Премиум" (к Роснефти отношения не имели, принадлежали ИП), получили серьезные повреждения из-за фальсифицированного бензина. Общий ущерб превысил 20 млн рублей.

- Владелец этих заправок рассчитался со всеми. С кем-то еще в досудебном порядке, в остальных случаях мы участвовали в рассмотрении этих дел в судах. Так вот бывало, даже мы сомневались в обоснованности претензий потребителей, иногда даже были подозрения в их недобросовестности... Но владелец расплатился и с ними, хоть и знал, что репутацию спасать не стоит - работать дальше все равно не придется... И правда, рассчитался со всеми и разорился.

Поступок и правда выглядит героическим, если не учитывать, что над частником висела угроза посадки. В отсутствие такой угрозы наши продавцы стоят на своем сегменте рынка, как под Сталинградом - насмерть, говорит замдиректора юридического агентства "Процесс" Роберт Фазлеев.

И рассказывает прошлогоднюю историю. Ночью женщина с грудным ребенком возвращалась по трассе М-7 в Казань, когда в Мамадышском районе (на том памятном всем автомобилистам участке, где сплошные горки и пригорки) у ее новенького автомобиля "Рено" отключился двигатель и вся электрика. "Машина, полностью неуправляемая, в кромешной ночи на скорости 100 км/ч пошла под гору, под конец уже юзом... - рассказывает юрист. - Представитель автосалона-продавца потом в ужасе округлял глаза: "Ладно еще вакуумные тормоза не отказали!". Ну а в итоге автосалон отказался даже возместить затраты этой женщины на услуги эвакуатора, который транспортировал машину с места происшествия в Казань, всего 5,6 тыс. рублей...".

В общем, если наши потребители и проявляют иногда чрезмерные требования и даже недостаточную совестливость, то их за это можно извинить. Ведь наших производителей и продавцов нам по этой части все равно никогда не догнать.