Как Салават Юзеев подарил мечту побывать на Алтае

Айя СУЛТАНОВА
Как Салават Юзеев подарил мечту побывать на Алтае

На прошлой неделе в кинотеатре "Мир" показали новый фильм Салавата Юзеева "Шуну, который придет". У всех без исключения зрителей по окончании этой кинокартины появилась мечта побывать на Горном Алтае.

Кинолента завершила цикл "От Валдая до Алтая". Это видеопроект о культурном многообразии тюркских народов России, в котором команда режиссера Юзеева (студия "Инновация") ищет "новую стилистику документального антропологического кино". В рамках проекта Юзеев снял фильмы "Возрождая звук" (о казанском ученом Геннадии Макарове, который посвятил свою жизнь поискам и восстановлению народных инструментов) и "Путь нагайбаков: долг, боль и свет" (о культурном и фольклорном многообразии малого народа, живущего в Челябинской области). Кинолента "Шуну, который придет" снималась на Горном Алтае.

Горный Алтай - место просто немыслимой красоты. Как сказал на показе фильма Салават Юзеев, он старался избегать туристических троп и показать зрителям Алтай "без туристического глянца". На мой взгляд, это ему удалось. Смотришь фильм, и кажется, что его создатели - первооткрыватели этих удивительных мест. Где много свободы, чистого пространства, воздуха, покоя, свежести...

Необычные и симпатичные люди, влюбленные в Алтай, стали героями фильма "Шуну, который придет". Это художник-отшельник Николай, кайчи (исполнитель эпических произведений тюрков Сибири, само исполнение производится горловым пением) Добрыня, музыкант-фольклорист Айдар, сказительница Танытпас. Каждый рассказывает в камеру о себе и о родном Алтае: мифах этого места, небесных покровителях, загадочных памятниках, народных инструментах. Видеокамеры никто не стесняется. К примеру, художник Николай откровенничает так, будто ее и нет вовсе. А старушка Танытпас - наоборот: "работает" на камеру. Нарядилась для съемок в "сувенирное" народное платье и старательно изображает из себя лектора из общества "Знание", рассказывая историю древнего края непоседливым детям...

Слушать невыдуманные истории героев фильма, а также закадровый голос комментатора-диктора довольно интересно. Периодически монологи сменяются музыкальными номерами - экзотическими для нас горловым пением, игрой на диковинных алтайских музыкальных инструментах. Связующей все эпизоды фильма нитью можно считать изысканные анимационные фрагменты: двигающиеся черно-белые картинки по мотивам наскальной живописи алтайских и тюркских племен, будто бы ожившие - моргающие изваяния настоящих каменных фигур. Кстати, анимационные фрагменты создал замечательный казанский художник Михаил Пивоваров.

На сайте студии "Инновация" про цикл фильмов "От Валдая до Алтая" написано: "В поисках новой стилистики мы пытаемся рассказать историю культуры различных этнических групп, избегая оценочных суждений, излишнего пафоса и самодовлеющего авторского видения, для того чтобы донести до зрителей живые образцы подлинной этнической культуры, музыки, инструментов, песен и фольклора". В алтайском проекте "Шуну, который придет" команде Юзеева это почти удалось. "Почти", потому что, на мой взгляд, режиссеру не удалось избежать пафоса, особенно в финале, когда раскрывается смысл нетривиального названия фильма. Шуну - это мифический алтайский герой, спаситель народа. В него можно верить, ждать его, а можно и не верить. Истина же, как считают создатели фильма, в том, что "мир спасут художники, мир спасет красота!". Этим закадровым дикторским восклицанием фильм и заканчивается...