Как уберечь ребенка от клейма неудачника

Ирина ПЛОТНИКОВА
На празднике для будущих первоклашек. В роли Буратино - Светлана Берцец

В сентябре в Казани за парты сядут 11 тысяч 246 первоклассников. Первые месяцы учебы в школе для детей самые сложные, по словам психологов. И от поведения родителей и их внимания к ребенку в этот период зависит во многом, как будут относиться к нему сверстники и учителя. О том, как уберечь ученика от клейма неудачника, изгоя, "ВК" рассказали сотрудники центра психолого-педагогической помощи "Сердэш" городского центра социального обслуживания детей и молодежи "Доверие".

В день визита корреспондента "ВК" в "Сердэше" вручали спонсорские портфели будущим первоклашкам из многодетных и малообеспеченных семей Авиастроительного района. После веселой игры с детьми мамам (папы не пришли) презентовали услуги психолого-педагогической службы, и в этот же день две женщины записались на консультацию.

"Скучает по садику, плачет, боится", - пожаловалась на консультации одна из мам. Побеседовав с женщиной и ребенком, педагог-психолог Светлана Берцец сделала вывод: "Мама боится школы больше, чем сын. А тот просто смотрит на нее и думает, раз она так переживает, значит, там "что-то страшное"...". По мнению специалистов, родители часто проецируют на детей свои страхи и опасения, но такой настрой лишь во вред, ребенок, наоборот, должен чувствовать поддержку семьи и знать, что вместе все трудности преодолимы.

Вторую женщину больше волновало, как ее "медлительный" ребенок будет справляться со школьной программой. "Мне уже понятно, в чем будет заключаться работа, - нужно помочь этой маме понять и принять эту особенность своего ребенка, научиться с ней жить, сделать так, чтобы темп выполнения заданий с каждым разом становился чуть быстрее", - говорит руководитель отделения "Сердэш" Наталья Сабирова. По ее мнению, об индивидуальных особенностях ребенка нужно обязательно сообщить и учителю. В противном случае ученик может с первых же дней попасть в категорию неуспевающих.

- К нам за короткое время обратились мамы трех учеников, которым после окончания первого класса учителя предложили обратиться к психиатру и рассмотреть вопрос об обучении в коррекционной школе. Но когда мы направляем таких детей к неврологу и, если нужно, к детскому психиатру, то чаще всего оказывается, что все в порядке, - рассказывает Сабирова. -  Просто родители вовремя не помогли, учитель не обратил внимания, а детей с особенностями сейчас так много, что они нормой становятся - застенчивые, медлительные или, наоборот, гиперактивные, страдающие дефицитом внимания. И коррекционная школа таким детям не требуется.

Родителям первоклашек нужно знать, что первое время в школе сын или дочка будут сильно уставать. Поэтому не нужно их перегружать и добиваться идеальных результатов в учебе. "Я вообще считаю, что в первую очередь родные должны интересоваться не оценками - хотя их сейчас в первом классе не должны ставить, а знаниями, которые получил ребенок, отношениями с другими детьми и учителем", - советует Светлана Берцец.

По мнению психологов, месяц-два адаптации к новым порядкам и учебе - это нормально. Кто-то с непривычки даже в школьный туалет зайти стесняется. Но если за первые месяцы у первоклашки не появилось новых друзей, возникли сложности в отношениях с учителем и стойкое нежелание ходить в школу, нужна помощь.

- Мы не делим школы на элитные и обычные, просто есть заведения, откуда дети приходят к нам с похожими травмирующими ситуациями, - говорит Наталья Сабирова. - Есть школы, в которые заходишь и понимаешь, что тут прекрасная душевная атмосфера и все, начиная от вахтера и заканчивая директором, очень уважительно обращаются с детьми независимо от возраста и их поведения.

Есть, к сожалению, и другие школы. И на комиссии по делам несовершеннолетних руководитель "Сердэша" частенько сталкивается с жертвами затянувшихся школьных конфликтов, которых педагоги "не заметили", а в результате ребенок, устав терпеть унижения от одноклассников, дал агрессивный отпор. И только тут административный ресурс заработал по полной: ребенка поставили на учет, на родителей завели дело. И отправили их к инспекторам по делам несовершеннолетних и психологу.


P.S. Чтобы узнать адреса и контакты ближайшего отделения психологической службы, нужно позвонить по единому номеру детского телефона доверия 88002000122.