Каких писателей читать: казанские учителя литературы спорят о новых стандартах

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Каких писателей читать: казанские учителя литературы спорят о новых стандартах

Учителя литературы и вузовские филологи опубликовали сегодня открытое письмо, в котором выступили против новых образовательных стандартов для школ. Нововведения, подготовленные Минобрнауки РФ, подразумевают изучение литературы с 5-го по 9-й класс по единому списку из 235 произведений. По мнению авторов обращения, предложенный список «является серьезным шагом назад в построении программы по литературе, не учитывает интересов ученика и учителя, не отвечает вызовам времени». В Казани учителя-словесники разделились на два лагеря: одни готовы подписаться под письмом, другие поддерживают желание министерства вернуться к единообразию советской школы.

Не успела страна прийти в себя после выборов, как прогремел гром откуда не ждали. Школьные и вузовские филологи решили сказать решительное «нет» новым образовательным стандартам, касающимся преподавания их предмета. Поводом стало назначенное на сегодня заседание Совета по стандартам, которое проводит Минобрнауки РФ.

«Сейчас в России есть несколько линеек учебников литературы, по которым учатся дети. В них одни и те же произведения из обязательного списка могут изучаться в разных классах, в новом же проекте этому разнообразию подходов положен конец, существующие линейки учебников аннулируются», - заявляют авторы открытого письма, количество подписей под которым достигло нескольких сотен.

«Подготовленные минобрнауки документы перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам. Мы убеждены, что проект новой редакции образовательного стандарта основной школы не может быть принят... Документ грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6-го класса. Приняв новый стандарт, министерство дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений. Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями (235 произведений за пять лет обучения), зачастую объемными и имеющими сложную художественную природу. Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны… Неясна научно-методическая и педагогическая логика распределения текстов по годам изучения. Учебник, созданный по такой программе, будет напоминать хаотичное нагромождение текстов, не связанных между собой мыслью. Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков», - говорится в обращении.

Под открытым письмом намерен подписаться и казанский учитель русского языка и литературы гимназии №3 Александр Кисляков.

- Я за сохранение вариативности, когда педагог в рамках Примерной основной образовательной программы (утверждена Минобрнауки РФ и предполагает некоторый простор для учителя. - «ВК») может сам формировать урок, учитывая уровень подготовки учеников, их интересы и мотивацию. Например, в 9-м классе по программе стоит трилогия Льва Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Но эти произведения мы с учениками уже разбирали в 6 - 8 классах. Поэтому посвящаем выделенные часы разбору повести «Дьявол», которая позволяет ребятам лучше понять отношение Толстого к семейным узам, измене, женской и мужской природе, а затем в 10-м классе более подготовленными подойти к изучению романа «Война и мир», - привел пример молодой педагог.

По мнению Кислякова, чиновники от образования разработали новый стандарт без учета мнения учителей:

- Нам хотят предложить единолично кем-то выбранный список литературы, строго расписанный по классам. И ни шага в сторону. Такова общая тенденция в стране: один лидер, одна политическая партия, один стандарт образования...

Что касается «перегруженной 235 произведениями» программы, то здесь молодой учитель менее категоричен:

- С одной стороны, это, конечно, много, но с другой... Допустим, оставят в программе 60 произведений, но все равно будет доля ребят, которые их все не прочитают. На мой взгляд, дело не в количестве изучаемых писателей, а в количестве уроков литературы. Хорошо, когда на сложные произведения выделяется много часов. Например, на «Войну и мир», если не ошибаюсь, дают от восьми до десяти часов. За это время даже тот, кто не прочитал ни одного тома, может получить общее представление, о чем роман.

Директор гимназии №7 Ново-Савиновского района и преподаватель русского языка и литературы Любовь Кочнева, напротив, считает, что предлагаемые стандарты - требование времени.

- Альтернатива хороша, когда в школе есть всесторонне образованный учитель, интеллигент в лучшем смысле этого слова, способный при нынешнем разнообразии отделить зерна от плевел. Не хочу никого обидеть, но, к сожалению, сегодня многие наши учителя русского языка и литературы - это настолько разноуровневая масса... В большинстве своем эти педагоги - дети 90-х, которые воспитывались в период хаоса в образовании, их профессиональная компетенция слаба, им сложно самостоятельно разобраться… Поэтому сейчас нашему образованию необходимы единые стандарты. Как это было в советской школе. Если помните, тогда все ученики страны читали и изучали произведения по единой программе. А для другой, непрограммной литературы существовало внеклассное чтение. Я со своими учениками, например, вне уроков читала стихи Евтушенко, мы детально разбирали «Идиота» Достоевского. Помню, как наши мальчики-физики блистали литературными знаниями на олимпиадах… - рассказала Любовь Кочнева.

Директор-филолог убеждена, что одна из задач литературы - формирование у подрастающего поколения гражданской позиции:

- Вот когда наши учителя научатся на литературных образах пробуждать у ребят гражданственность, ориентироваться в нравственных ценностях, когда с помощью классиков привьют им вкус, тогда можно будет предлагать альтернативное образование.

...Открытое письмо вызвало настолько широкий общественный резонанс, что депутаты-единороссы попросили федерального министра Ольгу Васильеву отложить принятие стандартов и провести дополнительное экспертное обсуждение проекта.