Карту России перекраивают настоящие сказочники

Айгуль ШАРАФИЕВА
Карту России перекраивают настоящие сказочники

Баба-яга живет в селе Кукобой Ярославской области, родина Деда Мороза - Великий Устюг, а первого снеговика слепили в Архангельске. Дать официальную "прописку" всем героям российских сказок до конца года намерены московские культурологи. В Татарстане еще не решили, какие персонажи включить в сказочную карту страны. Однако в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ не исключают, что кандидатурой номер один будет Шурале.

По инициативе столичной ассоциации землячеств краеведы и исследователи мифов составят новую карту страны - сказочную, чтобы рассказать о творческом потенциале российских регионов и привлечь туда побольше туристов. Герои сказок, которыми хотят населить сказочную карту, с детства знакомы каждому ребенку, утверждают авторы проекта. Чтобы узнать, действительно ли современным детям известны Колобок, Кощей Бессмертный или Царевна-лягушка, я пошла на ближайшую детскую площадку. "Каких сказочных героев вы знаете?" - спрашивала я у них.

- Дмитрия Медведева, - не задумываясь ответил один, вылезая из сугроба.

- И современные технологии, - добавила другая, - пи эс пи, например, там есть герои, если вам надо. Или в твиттере ищите.

Детям, говорившим со мной, было лет семь-восемь. Огорошив меня таким странным телевизионным субстратом, они еще поддали жару, сообщив, что сказочные чудеса им в жизни не нужны - нет! "Потому что тогда сама жизнь станет сказкой, а это неправильно", "потому что жизнь лучше сказки, в ней есть шоу-бизнес, а в сказке нет". И потому что "в сказках никогда не умирают, а в жизни умирают, а это хорошо, потому что из-за этого Земля не переполнится и ресурсы у нее останутся".

"Да, фольклор уходит из нашей жизни", - прокомментировал мой разговор на детской площадке старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ Ленар Замалетдинов. По его словам, фольклористы еще в начале XX века жаловались, что книги вытесняют сказки, а что уж говорить о нынешнем времени, когда и сами люди "вытесняются" из жизни в "сети".

- В 1987 году из экспедиции по районам я привез 60 сказок, в 2008-м - уже всего лишь три. А в 2009 году съездил в Актанышский район и не нашел там ни одного человека, который смог бы рассказать мне сказку, - говорит Замалетдинов. - Все, кто помнил сказки, умерли. Вот и делайте выводы.

Я, конечно, пыталась выяснить у детей про Ак буре, Су анасы и прочих чудесных персонажей татарского фольклора. Но об этих героях дети даже не слышали. Зато стоило мне произнести "черепашки-ниндзя и Винксы", поднялся ор: "У Винксов много видов превращения, - взахлеб щебетала девочка, - например, чармикс и билевикс - там крылья можно выбирать. А в энчамтиксе - посмотрите сами, какие они красивые, мне там их костюмы нравятся. Мне самой прямо хочется летать иногда, прямо из окошка". Мальчики тут же вынули из карманов карточки про черепашек-ниндзя. По их рожицам было понятно, что это их самая дорогая валюта, на которую можно обменять и жвачку, и эчпочмак в школьной столовой. Из подписей под изображениями монстров следовало, что один - "здоровяк, участник компьютерной игры Суперквест", другой по имени Суперигрок кажется мужчиной, а на самом деле - маленькая девочка. Третий ищет в киберпространстве тюрьму для живого мозга.

В ИЯЛИ, конечно, пытаются сохранить татарские сказки для потомков. Собирают и систематизируют их, а недавно издали на русском языке, чтобы они были понятнее городским детям. Однако понимают, что и этого мало: вместе с трехтомником татарских сказок читателю, по мнению сотрудников ИЯЛИ, надо бы покупать и трехтомник татарских мифов. Ведь сюжет каждой сказки - это один из 20 "зашифрованных" мифов о том, что такое мир и как он был создан, объяснил корреспонденту "ВК" исследователь мифов, главный научный сотрудник института Фатых Урманчеев. А если вокруг ребенка нет ни нарядных наличников, ни национальной одежды, ни музыки, ни речи - ему трудно понять и смысл, и подоплеку сказки, считает ученый:

- Взять, например, историю про трех сестер, которых похитило подземное чудовище. В татарской сказке их освобождает богатырь по имени Тан, потому что его имя означает "рассвет" - это солярный символ жизни и обновления. Потом сестры бросают на землю три яйца, и на их месте вырастают три дома, потому что для древних яйцо было моделью мира - оно совершенное, похоже и на солнце, и на землю, из него родится жизнь, яйца клали в первую борозду. Сестер в сказке трое, потому что в древности цифра "три" означала "много", так что три девицы могли символизировать весь народ.

У всех народов мира сюжеты сказок - одинаковые, говорит Урманчеев, а у главного героя - всего 28 функций. Эти функции - обыкновенные формулы правильной человеческой жизни, только зашифрованные так, чтобы быть понятыми детьми, считает он. Почему в русской сказке "Царевна-лягушка" герой может выпустить только одну стрелу? Потому что каждый мужчина рождается для одного главного дела.

И пока психологи робко намекают на странность образов, которые диктуют детям всевозможные "чармиксы", исследователь мифов Фатых Урманчеев утверждает, что мифологизированные вещи, которыми российских детей пичкают вместо сказок, навязывают им первобытное мировоззрение - фетишизм, когда люди не способны работать, принимать решения, а вынуждены все время совершать обряды поклонения культовым вещам, чтобы чувствовать себя полноценными и защищенными.

Организаторы проекта "Сказочная карта России" уверены, что развитие туристической индустрии вокруг местных сказок в какой-то мере поможет остановить "зомбирование" российских малышей. Только для этого персонажей наших сказок все равно придется "обработать" на заморский манер, признаются они: например, устроить фабрику красоты "У Снегурочки" или наладить выпуск детских румян и помады, организовать спецморозильник для волшебных писем.

Между городами России уже началась борьба за право стать "прибежищем" того или иного сказочного героя. Но официально авторские права на сказочные бренды оформили только Кострома как родина Снегурочки и Великий Устюг как резиденция Деда Мороза.

Рис. www.countrumen.ru