Карусель для любимых женщин муллы

Айсылу КАДЫРОВА
Карусель для любимых женщин муллы

В театре имени Камала прошла премьера "Голубой шали" - мелодрамы Карима Тинчурина с музыкой Салиха Сайдашева. Спектакль, который уже давно принято считать обязательным в репертуарной афише Камаловского, в этот раз поставили режиссер Фарит Бикчантаев и художник Сергей Скоморохов.

"Голубая шаль" стала первой премьерой сезона. По сложившейся традиции сыграли ее 7 ноября - в день рождения бывшего главного режиссера труппы Марселя Салимжанова. До начала спектакля Фарит Бикчантаев рассказал публике об одной из своих бесед с Мастером. "Почему вы ставите "Голубую шаль"? Кому это сегодня интересно?" - спросил тогда у Салимжанова молодой Бикчантаев. Марсель Хакимович не стал опровергать очевидное: что пьеса Тинчурина слаба с литературной точки зрения, что ее сюжет примитивен... Он просто сказал Бикчантаеву: "Для того чтобы понять феномен татарского театра, нужно увидеть "Голубую шаль"... Уверяю, придет время - и ты тоже будешь ставить этот спектакль!..".

Спектакль о любви шахтера Булата и деревенской сиротки Майсары. О наглом и похотливом мулле, силой заставившем Майсару стать его пятой женой. И о справедливости, которая восторжествовала: Майсара и Булат снова вместе. Разумеется, это очень краткий пересказ сюжета "Голубой шали". В спектакле со сценами насилия, комическими фрагментами, обилием песен и танцев под живую музыку оркестра занята практически вся труппа. И большая ее часть играет не "роли без слов" в массовке, а яркие сольные эпизоды.

Исполнители эпизодических и второго плана ролей "делают" спектакль если не легендой репертуара, то однозначно - заслуживающим внимания самых строгих зрителей. Фирая Акберова, Раушания Юкачева, Люция Хамитова и Лейсан Рахимова так блистательно играют жен муллы, что сценки с их участием можно смело показывать в телепередачах типа "Из золотого фонда татарского театра". Королями эпизодов в этой мелодраме я бы назвала Ильтазара Мухаматгалиева, Радика Бариева и Искандера Хайруллина. Они играют беглецов, скрывающихся от полиции в глухом лесу. Мастерство экстра-класса виртуозно демонстрируют в этом спектакле корифеи Камаловского театра - исполнители ролей старух (Нажиба Ихсанова, Наиля Гараева, Халима Искандерова) и стариков (Азгар Шакиров, Ирек Багманов)...

Интересно решена сценография спектакля. Я имею в виду не только удививший многих зрителей визуальный эффект (в пестром спектакле с обилием разноцветных костюмов и декораций только  шаль, которую Булат дарит Майсаре, голубого цвета). Свежим решением кажется самая, пожалуй, удачная находка постановщиков - карусель. Этот незатейливый детский аттракцион установлен во дворе дома муллы, где происходит чуть ли не большая часть событий "Голубой шали". На ней любят кататься его женушки. Белоснежная карусель сконструирована так смешно и нелепо, что одним своим видом "рассказывает" всю правду о своем владельце, мулле. Без лишних объяснений понятно, что он чудовищно глуп и амбициозен. Кстати, таким его и играет Асхат Хисматов, когда-то незабываемо игравший в "Голубой шали" главную мужскую роль - шахтера Булата.

В новой "Голубой шали" Булата играет Ирек Кашапов, Майсару - Гузель Минакова. По всей видимости, довольно скоро придет время, когда и они подтвердят правило, что главные роли в главном татарском спектакле достаются актерам, умеющим чувствовать себя на сцене свободно. И с безупречными вокальными данными. Пока же они, как мне показалось, выпадают из грандиозного актерского ансамбля "Голубой шали". Их хочется медленно и осторожно катать на той самой белоснежной детской карусели муллы, тогда как все другие в этом спектакле кажутся бесстрашными завсегдатаями опасных "американских горок"...