Казанцы и "кончик хобота пермского мамонта"

Айсылу КАДЫРОВА
Казанцы и "кончик хобота пермского мамонта"

Одним из значимых культурных событий, происходящих сейчас в России, считается фестиваль "Белые ночи в Перми". Это только начало амбициозного проекта "Пермь - культурная столица Европы". И какое!  "Белые ночи..." - четырехнедельный марафон искусств: выставки, театральные постановки, концерты, перформансы, творческие акции идут в Перми с 1 по 26 июня бесконечным потоком. Ключевым в программе фестиваля называют блок "Культурный альянс" - своеобразный смотр достижений современного искусства из десяти  городов страны. Казань - в их числе.

Куратор "Культурного альянса" пермский галерист Елена Олейникова говорила в одном из интервью: "В Казани все сложно: молодых, современных творческих художников там нет". Олейникова очень хотела, чтобы наш город на фестивале представляла незаурядная татарская певица СуперАлиса. Но та отказалась от приглашения. В итоге самыми актуальными в Казани творцами, если говорить о современном культурном процессе, стали, по оценкам специалистов, фотограф с мировым уже именем Ляля Кузнецова, татарские музыкант Мубай, композитор Радик Салимов и группа "Иттифак". Все они участвовали в "Белых ночах в Перми". Также в программу фестиваля вошли показ девяти фильмов из коллекции Казанского международного фестиваля мусульманского кино (этот фестиваль в продвинутой Перми считают "плюсом" культурной Казани), презентации Театра на Булаке, молодежной режиссерской лаборатории "Выход-68", литературно-музыкального проекта музея Василия Аксенова и граффити-команды BAG.

Ну а что касается актуальных художников, которых в нашем городе действительно нет, то арт-менеджеры "Белых ночей..." решили показать на фестивале то немногое, что наиболее близко в Казани к понятию "актуальное искусство": видеоинсталляцию "Край" студии "20/21" при центре "Эрмитаж-Казань" и миниатюрные скульптуры Рашида Тухватуллина.

Своими впечатлениями о "Белых ночах в Перми" мы попросили поделиться Рашида Тухватуллина:

- Пермь - город, в котором сохранилось много старины: красивые особняки промышленников и купцов, присутственные места, учебные заведения, доходные дома. Не все они внешне слишком вылизанные, но большая часть поддерживается во вполне исправном состоянии. Никому не приходит в голову их сносить или обкладывать сайдингом (или поджигать, как это полюбили в последнее время делать у нас в Казани). Из этой эклектики складывается свой особый колорит, я бы без сомнений назвал Пермь очень стильным городом...

Я жил в гостинице "Центральная", в построенном в 1930 году здании с элементами конструктивизма. Из баннера узнал, что во время войны именно в этой гостинице жили в эвакуации ленинградские артисты из Кировского театра (в том числе Галина Уланова), Вера Панова, Лиля Брик, Виталий Бианки, Вольф Мессинг; Вениамин Каверин писал здесь "Два капитана", а Арам Хачатурян - балет "Гаянэ". Теперь буду гордиться, что две ночи ночевал в таком месте. Надо сказать, по сравнению с казанским Домом печати с точки зрения архитектуры это семиэтажное здание выглядит более чем скромно, тем не менее к своей исторической памяти пермяки относятся очень бережно, наши же, слышал, Дом печати собрались сносить... 

 

* * *
Город открыто, "лицом" смотрит на Каму. У нас же Казань повернута к Волге "задницей", отгородилась от нее промышленными свалками, складами и прочей малоэстетичной средой. Что поделать, не могу не сравнивать. И не причитать...
Моя выставка проходила в доме Крылова - старинном деревянном особняке. Курировала все Елена Олейникова, ей помогали энтузиасты из числа творческой молодежи. Все было организовано просто превосходно!

Большую часть дома заняли великолепные художественные проекты ребят из Екатеринбурга. Работы их - инсталляции, перформансы - глубокие, метафоричные, ввергающие зрителя в философские размышления. Учитывая интерактивный характер многих работ, можно было бы определить этот жанр интеллектуально-эстетической игры как схоластический аттракцион (имея в виду маячащую за этим тень некоего невербального диспута с выстраиванием квазилогических ассоциативных цепочек). Они составляли единый проект под названием "Черты. Очертания пределов" (куратор - Арсений Сергеев), лейтмотивом была тема границ, барьеров, разного рода зон и контактов. Каждое произведение было снабжено содержательной аннотацией с авторской трактовкой концепции. Уместно здесь вспомнить рассуждения Гройса о том, насколько нынче в искусстве становится важным текст. Кроме них одно из помещений заняла меланхоличная видеоинсталляция "Край" казанской группы "20/21". Это жесть!..

Под мои работы выделили небольшую уютную комнату с двумя витринами... На открытие собрался народ, зашел Марат Гельман (директор Пермского музея современного искусства PERMM)...  

* * *
В "Белых ночах" участвует множество народа - художники, музыканты, литераторы, театральные коллективы и даже циркачи... Не только из России, но и из-за границы. Одни уезжают, другие приезжают... В специально выделенных местах можно встретить разные арт-объекты, например, композиции из бревен и лозы, которые почему-то называют лэнд-артом; неподалеку от здания краевого правительства стоит огромный шатер с надписью "Страна Картония". Там внутри все из картона: таможня, мэрия, театр, тюрьма, биржа и даже лабиринт. Художники на глазах у публики в режиме реального времени вырезают из пермского гофрокартона все, что им взбредет в голову. Народ валит толпами, все смеются, все довольны...

К сожалению, много чего я прозевал. Вспоминая известную притчу о мудрецах, на ощупь составляющих свое представление о слоне, я мог бы сказать, что мне удалось только потрогать кончик хобота пермского мамонта...
Подготовила