Казанцы о «Матильде»: Какой-то сумбурный водевиль

Айсылу КАДЫРОВА
Казанцы о «Матильде»: Какой-то сумбурный водевиль

Сегодня в российский прокат вышла «Матильда» Алексея Учителя - самый скандальный фильм года. На первом сеансе в одном из кинотеатров в центре города побывала корреспондент «Вечерней Казани». Несмотря на раннее утро и будний день, зал на 166 мест был полон почти наполовину - на «Матильду» пришли женщины пенсионного возраста и разнополые студенты.

В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где на премьерных показах (там они прошли чуть раньше) противники картины раздавали листовки «За «Матильду» - гореть!», в казанском кинотеатре публика собралась тихая и интеллигентная. В финале фильма никто не крестился и не проклинал режиссера Учителя за оскорбление своих религиозных чувств. Правда, никто и не аплодировал: казанцы приняли «Матильду» более чем сдержанно. Таких восторженных киноманов, как, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который назвал киноленту Учителя «великолепной», среди зрителей первого сеанса не оказалось.

Фильм «Матильда», как многие успели узнать еще до премьеры, хоть и основан на реальных событиях, представляет собой «альтернативную историю». Режиссер Алексей Учитель снял кино о любви, которую в реальной жизни питали друг к другу цесаревич Николай Александрович и артистка балета Мариинского театра Матильда Кшесинская. Учитель показывает, каким, согласно его представлениям и фантазиям сценаристов Александра Терехова и Майкла Катимса, этот роман мог бы быть. Получилась очень красиво снятая, богато костюмированная сказка, она радует глаз, но сильного впечатления не производит.

Матильда в фильме Учителя (на эту роль рассматривалась балерина Диана Вишнева, но в итоге ее сыграла польская актриса Михалина Ольшанска) - роковая женщина. Она нравится практически всем героям картины: императору Александру III (Сергей Гармаш), великому князю Андрею Владимировичу (Григорий Добрыгин), директору Императорских театров Ивану Карловичу (Евгений Миронов). От нее без ума не только цесаревич Николай (Ларс Айдингер), но и некий психически неуравновешенный граф Воронцов (Данила Козловский).

Балетных сцен в картине мало, многие из них нарочито приукрашены, так как сняты в замедленном режиме: невесомые прыжки балерины, взмахи ее стройных ног с красиво выгнутым подъемом стопы, верчение пышной юбки... Шумное дыхание и льющийся ручьями пот - изнанку профессии - зрителям «Матильды» не показывают. Но один из самых распространенных в кино балетных штампов - стертые в кровь пальцы ног - демонстрирует в картине сама Кшесинская, пытающаяся овладеть умением крутить 32 фуэте подряд. Остается в памяти эпизод, который вряд ли является правдой: как умирающая от ревности будущая императрица - принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (Луиза Вольфрам) - крадет окровавленные пуанты Матильды, своей соперницы.

Главная мысль картины Учителя заключена, на мой взгляд, в амбициозной реплике Кшесинской, которую она произносит чуть ли не на первом свидании с Николаем: "Вы никогда никого не будете любить так сильно, как меня". И это оказывается правдой. Можно только гадать, что бы было - и с самим цесаревичем, и с Кшесинской, а главное - с Россией, откажись Николай от престола...

После премьеры первые зрители поделились впечатлениями от картины с «Вечерней Казанью».

Кадрия Рахимова, пенсионерка:
- У меня сейчас в голове одна только мысль крутится: что заставляло депутата Госдумы Наталью Поклонскую жаловаться в Генпрокуратуру на «Матильду» целых 43 раза?! Если еще учесть, что она и фильма-то не видела! Там нет ровным счетом ничего, что может кого-то оскорбить. Невинная сказка про любовь! Я не жалею, что посмотрела эту картину. Но, честно говоря, ожидала большего. Какая-то она, при всей красочности и богатстве, пустоватая. Второй раз точно смотреть не стану!

Алмаз Хайруллин, студент КГУКИ:
- После «Матильды» хочется замутить с балетной девушкой. Хочется проверить: они все такие, как Кшесинская? И что же в них такого особенного? Польская актриса, которая играет в фильме Учителя Матильду, очень красивая. Играет очень хорошо. Вообще, у Учителя отличная актерская команда. Просто замечательно играет Ларс Айдингер. Приз «За лучшую роль» я бы дал ему. Фантастический актер!

Елена Рябцева, пенсионерка:
- Шикарный фильм. Очень красивый! С такой любовью снят к России. Сцены в православном храме, Мариинском театре - выше всех похвал. Я бы показывала этот фильм иностранцам, которые боятся нашей страны. Или думают плохо о наших людях. Очень качественный фильм-сувенир снял Алексей Учитель. Экспортный продукт! Я бы дала ему высокую награду - и на месте президента нашей страны, и на месте лидеров православной церкви.

Илона Сухарева, пенсионерка:
- Я знала, что Кшесинская была одной из лучших балерин своего времени. Умнейшей женщиной. А в фильме я этого не почувствовала. Учитель показал историю не балерины, а куртизанки какой-то. Может, мне еще раз надо посмотреть этот фильм? Одного раза не хватило, я многое, кажется, не поняла. Ощущения такие, что посмотрела какой-то сумбурный водевиль...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.