Казанцы побывали на "Свадьбе Луиса"

Айсылу КАДЫРОВА
Казанцы побывали на "Свадьбе Луиса"

В минувший вторник в БКЗ им. Салиха Сайдашева выступили музыканты Симфонического оркестра студентов Московской консерватории и Молодежного оркестра Мадрида. Они объединились в общий оркестр, дирижировали которым по очереди Анатолий Левин (Москва) и Борха Кинтас (Мадрид). Этот проект - один из самых значимых в культурной программе празднований года Испании в России и России - в Испании.

Изначально предполагалось, что музыканты отправятся в тур по России на теплоходе. А также выступят с концертами в городах Испании. Но, как это обычно случается, не нашлось достаточно денег. В итоге по России они путешествуют на автобусах, а испанский тур отложен на неопределенный срок.

До Казани объединенный оркестр дал концерты в Москве, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Наш город - финальный в маршруте российского тура. И один из двух, где вместе с молодыми музыкантами выступала одна из самых известных оперных певиц Испании Мария Байо (сопрано). Сеньора Байо сама решила, что будет петь только в Москве и в Казани. Но нижегородцы и чебоксарцы ее бы тоже услышали, будь паузы между концертами тура длиннее: Мария очень бережет свой голос. Кстати, педагог Байо - выдающаяся певица Тереза Берганца. В Париже у них был опыт совместного выступления в оперных спектаклях...

На пресс-конференции, которая прошла до концерта, прямо-таки с обожанием говорил о Марии Байо дирижер Борха Кинтас. Говорил на чистейшем русском: с 2003-го по 2009 год Кинтас жил в Москве. Он учился в аспирантуре Московской консерватории (как пианист) у Виктора Мержанова и осваивал профессию оперно-симфонического дирижера, занимаясь в классе Владимира Понькина. Молодежный оркестр Мадрида - не единственный коллектив, с которым сотрудничает Борха Кинтас. Несмотря на молодой для дирижера возраст (Кинтас родился в 1980 году), он - приглашенный дирижер театра "Русская опера" и уже назначен главным дирижером симфонического оркестра и хора "Madrid Vivo", деятельность которого начнется в августе с приема Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI в Мадриде.

Глядя на объединенный российско-испанский ор?кестр, ни за что не определишь, представители какой страны играют на том или ином инструменте. Музыканты молоды и красивы, играют с одинаковой заинтересованностью и удовольствием. Это уже потом маэстро Анатолий Левин объяснил журналистам, что в струнной группе объединенного оркестра - москвичи, а в духовой и ударной - мадридцы.  На арфе играет испанка, на рояле - россиянка...

Программа концерта состояла из произведений русских и испанских композиторов. Этот логичный, если не сказать наипростейший ход порадовал меломанов. И даже удивил: знатоки сразу узнали, что главная музыкальная тема в редко исполняемой в России сарсуэле Херонимо Хименеса "Свадьба Луиса" - та же, что и в пьесе Михаила Глинки "Ночь в Мадриде". К сожалению, "Ночь в Мадриде" оркестр на концерте не исполнял. Творчество Глинки было представлено лишь увертюрой к опере "Руслан и Людмила".

Публика довольно тепло принимала музыкантов. Бисировала. И сверх намеченной программы вновь услышала чарующий голос Марии Байо. Обладательница полетного и насыщенного сопрано, демонстрируя тонкий вкус и чуткую музыкальность, исполнила испанские песни.
По окончании концерта, которым в БКЗ официально закрыли сезон, я попросила поделиться впечатлениями Ленара Айкаева - скрипача, директора БКЗ им. Салиха Сайдашева.    

- Концерт объединенного российско-испанского мо?лодежного оркестра и певицы Марии Байо я бы назвал одним из достойнейших в уходящем сезоне, - сказал Ленар Айкаев. - Удовольствием было слушать, как благородно и сбалансированно звучит коллектив под управлением профессионала высочайшего класса Анатолия Левина. Особенно понравилась  игра духовой группы оркестра. Солисты - гобоисты и флейтисты, на?пример, - могут составить честь любому оркестру. Ну а что касается замечательной певицы Марии Байо, то она стала открытием для Казани...