Казанцы разорятся на проезде?

Инна СЕРОВА
Казанцы разорятся на проезде?

Казанские перевозчики одержали победу в борьбе за повышение стоимости проезда в общественном транспорте. Сегодня в Госкомитете по тарифам РТ «Вечерней Казани» подтвердили, что получили от горисполкома — заказчика перевозок — документ, в котором предлагается установить стоимость проезда на всех видах городского транспорта за наличные — 26 рублей, по электронным проездным — 23 рубля.

Вчера на пресс-конференции в Метроэлектротрансе председатель городского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков сообщил, что проезд, скорее всего, подорожает уже с 1 апреля, и обнародовал составленную перевозчиками калькуляцию затрат на одну поездку в автобусе (в ценах 2015 года): топливо — 5,91 руб., запчасти для ремонта — 1,25 руб., замена шин — 0,42 руб., оплата труда водителей и сотрудников автопредприятий, включая обязательные отчисления, — 8,31 руб., полис ОСАГО — 0,1 руб., каско — 0,21 руб., страхование ответственности перед пассажирами — 0,15 руб., транспортный налог — 0,1 руб., лизинговый платеж — 5,44 руб., общехозяйственные расходы, от подготовки кадров до содержания гаражей и моек, — 2,14 руб. Итого — 24,03 руб., а с учетом 5-процентной рентабельности, заявил глава комитета по транспорту, цена билета должна составить 25,23 руб.

Сейчас же, как утверждают перевозчики, они получают с пассажира за одну поездку в среднем всего 17,76 руб., так как только 24 процента пассажиров платят за проезд по полному тарифу — 20 рублей, 41 процент расплачивается электронной картой на 10 поездок по 18 рублей, а 35 процентов — картой на 50 поездок по 15 рублей.

Еще больше, как заявила корреспонденту «Вечерней Казани» председатель профкома МУП «Метроэлектротранс» Наталья Витушкина, расходятся реальная стоимость поездки и цена билета на городском электротранспорте.

- На некоторых троллейбусных маршрутах себестоимость поездки  доходит до 43 рублей, а в среднем себестоимость поездки в троллейбусе составляет сейчас 37 рублей, в трамвае — 36, в метро — 32, - сообщила она. - У нас расходы выше, чем у автоперевозчиков, ведь необходимо еще содержать контактную сеть, трамвайные пути, электроподстанции и многое другое, платить за электричество, которое дороже топлива. А некоторые запчасти для троллейбусов и трамваев выросли в цене уже на 300 процентов!

Продержаться электротранспорту при заниженном, с точки зрения руководства Метроэлектротранса, тарифе на проезд помогают бюджетные вливания. В этом смысле МУП находится в более выгодном положении, чем автопредприятия, которые обновляют подвижной состав за свой счет, покупая автобусы в лизинг и погашая кредиты к тому моменту, когда автобусы пора отправлять на свалку. По словам Витушкиной, Метроэлектротранс уже получил первый из 40 новых троллейбусов, на покупку которых, как и 10 трамвайных вагонов, выделили средства из республиканского бюджета.

В свою очередь казанский представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов всерьез рассчитывает с цифрами и фактами на руках опровергнуть доводы перевозчиков о необходимости резкого повышения стоимости проезда на городском транспорте. Он заявил корреспонденту «ВК», что готовит открытое письмо президенту  Рустаму Минниханову с просьбой провести независимый аудит предприятий этой социально значимой отрасли.

- Почти 60 рублей за дорогу на работу и обратно — цена для большинства казанцев в кризис просто непомерная, - считает Золотов. - А ведь многие  ездят с пересадками, возят детей в детсад, школу. В семье из трех человек c одним ребенком ежемесячные расходы на транспорт после повышения тарифа, по нашим прикидкам, вырастут до 3,5 - 4 тысяч рублей в месяц. Разве это нормально?

Золотов cчитает, что калькуляция, обнародованная представителями АТП, непрозрачна и недостоверна. Проведя на днях эксперимент с подсчетом количества автобусов на 62-м маршруте, он выяснил, что из заявленных 11 автобусов на линии присутствовало лишь 8.

- Значит, и износ, и расходы на топливо и ремонт у них меньше, чем указано в калькуляции, - делает вывод представитель ФАР. - Кроме того, они не работают нормально после девяти вечера, следовательно, перевозят пассажиров меньше, чем могут, и зарабатывают меньше, чем могли бы при существующем тарифе и нормальном графике работы. Перевозчики, вместо того чтобы лучше работать и экономить, фактически шантажируют городские власти тем, что вообще уйдут с линий. И каждый раз, когда они поднимают вопрос об увеличении тарифов, мэр города вначале заявляет, что это недопустимо, а в итоге тариф все-таки повышается.

Каким будет окончательный тариф и когда он начнет действовать, пока неизвестно.

- Сколько будет стоить билет, мы сейчас, до рассмотрения этого вопроса согласительной комиссией, сказать не можем, - пояснила «ВК» пресс-секретарь Госкомитета РТ по тарифам Алина Шамсутдинова. - В настоящее время поступившее от горисполкома консолидированное заявление рассматривается, производятся необходимые расчеты. После этого правление Госкомитета примет решение о величине тарифа, которое вступит в силу спустя 10 дней после его регистрации и опубликования на сайте Минюста РТ.