Казанские кондукторы еще в «адидасах», но уже без лампасов

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Казанские кондукторы еще в «адидасах», но уже без лампасов

Легким испугом отделался троллейбусный кондуктор, шокировавший своими  растянутыми трениками с адидасовскими лампасами Ильсура Метшина. Как заверили «Вечернюю Казань» в Метроэлектротрансе, никакого наказания для кондуктора маршрута №3 за его спортивный костюм не последовало. Это нам подтвердил и земляк «провинившегося», уроженец Узбекистана, работающий кондуктором на этом же маршруте. Однако после критики мэра неправильной одежде транспортников объявили бой. Во что и за чей счет одеваются экипажи троллейбусов, автобусов и трамваев в Казани, поинтересовались корреспонденты «ВК», проехав сегодня на общественном транспорте. 

Кондукторское трико стало темой номер один среди пассажиров и работников казанского общественного транспорта в минувший понедельник, после того как мэр Казани «без предупреждения» прокатился на троллейбусе, а затем поделился яркими впечатлениями от поездки на совещании с подчиненными: «Сел от Ленинского садика. Сам троллейбус был более-менее чистый, а внутри действительно оставляет желать лучшего. Дело было после обеда, водитель  из Средней Азии, со стажем, видимо, смотреть телевизор времени нет, не узнал.  Кондуктор тоже с Узбекистана, тоже уважительный, культура обслуживания высокая, но был в спортивном трико с тремя адидасовскими полосками. У Казани традиционно особый пиетет к этой фирме... В спортивном костюме, конечно, не совсем правильно обслуживать в столице Татарстана общественный транспорт». 

Понятно, что реакция на критическое замечание мэра последовала незамедлительно.
- Начальство вчера собрало всех, сказало: джинсы нельзя, спортивные штаны нельзя. Я как? Нормально все? - неуверенно оглядел себя кондуктор Авазбек Очилов, которого мы встретили сегодня в 3-м троллейбусе. - Выглядел он торжественно-строго: белая рубашка, серый свитер и жилет с... предательски выделяющимся на груди логотипом знаменитой спортивной фирмы.

- А разве форму вам на работе  не дают? - наивно поинтересовались мы у кондуктора.
- Дают-дают, - улыбнулся Авазбек, но какую именно, рассказать не смог — в этом месте нашего разговора у кондуктора вдруг возникли трудности с русским языком.

По-праздничному одетый - в белой рубашке и классических синих брюках — второй день выходит на работу водитель троллейбуса 7-го маршрута Сиява Якимов. Завидев фотокамеру, он достал чистейшую тряпочку и начал натирать до блеска лобовое стекло троллейбуса.
- У меня дома три белые и две синие рубашки — для работы, - с восточным акцентом поведал водитель. - Два года назад я мэра Казани с президентом Татарстана возил от театра Камала  до Кремля. У меня хороший троллейбус, начальство хорошее, пассажиры хорошие!

Его напарница-кондуктор Аня выглядела более буднично: на голове платочек, сама в куртке с закатанными рукавами, под ней виднелся синенький передник, который обычно носят продавщицы.  
- Нас вчера предупредили, чтобы у всех форма была, - усталым голосом подтвердила девушка. Свой передник кондуктор Аня купила себе сама, потому что если брать тот, что предлагают на работе, то из зарплаты вычитают круглую сумму, на которую «на рынке можно пять фартуков купить».
 
Халатик «уборщицы» из бордовой синтетики купила себе на базаре и кондуктор автобуса 1-го маршрута Нина Степанова (ПАТП-2). За два года вещь, по ее словам, износилась до дыр.
- Пора на базар - что-то поинтереснее поискать, - поделилась планами кондуктор. - Конечно, хочется единую симпатичную форму. Многие кондукторы — приезжие из других стран, они вообще ходят  в чем придется. Вот если бы нам пошили халаты удобные с карманами по бокам и кармашком на груди — для билетов, было  бы хорошо. 
На свое ПАТП кондуктор не жалуется: какую-никакую форму ей и ее супругу, водителю этого же автобуса Вячеславу Степанову, предприятие предоставило. Жене — бордовый удлиненный жилет (Нина носит его поверх халата), а мужу — голубую рубашку, галстук и форменную куртку. Говорит, за явку на работу без формы начальство может и оштрафовать.

У работников ПАТП-4 — свой стиль: кондукторы этого предприятия носят утепленные сине-оранжевые безрукавки. По словам опрошенных нами работников, за эту униформу у них вычли энную сумму из зарплаты.
- Тысячу рублей, кажется, взяли. Жилет сразу начал рваться, видите, все заштопано, - смущаясь, рассказала улыбчивая кондуктор автобуса 76-го маршрута Зарина Зарипова. Девушка призналась, что ей хотелось бы носить форму, как у стюардов: блузка, брюки и жилетка. А зимой вместо куртки и пухового платка на пояснице — теплый комбинезон и куртку.

- У нас в гараже эту историю с мэром все обсуждают, - призналась Зарина. - Говорят, почему Метшин не замечает, что кондукторы зимой в автобусах мерзнут, а на треники обратил внимание.

В узких джинсах и спортивной куртке работал сегодня кондуктор 33-го маршрута (ПАТП-9) Алексей Сейфутдинов.
- У нас половина кондукторов работает в спортивных костюмах, потому что в них удобно. Что плохого, если летом во время футбольного Кубка конфедераций мы будем в спортивной одежде? - недоумевает молодой человек. Он вспомнил, как перед Универсиадой его коллегам в счет зарплаты выдали черные брюки и белые рубашки, которые каждый день приходилось дома стирать.

- Я этот комплект не взял, носил в Универсиаду рубаху и брюки, оставшиеся со школы. Наверное, этим летом опять придется школьную форму достать.
Рассматривая одежку работников общественного транспорта, корреспонденты «ВК»  особенно впечатлились жилетом девушки-кондуктора автобуса с надписью «Любовь» на спине и троллейбусным мужчиной-кондуктором с ридикюлем через плечо. 
«А для вас принципиально, в какой одежде ходят кондукторы в салоне?» - заодно поинтересовались мы у пассажиров городского транспорта. Как выяснилось, казанцам по большому счету все равно, во что одеты транспортники, лишь бы не обсчитывали и не хамили.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА и автора