Казанские турфирмы грозят штрафами туристам, напуганным вирусом Коксаки

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Казанские турфирмы грозят штрафами туристам, напуганным вирусом Коксаки

«Как отказаться от купленной путевки в Турцию и вернуть деньги?» - десятки звонков с таким вопросом ежедневно принимают на горячей линии Управления Роспотребнадзора по РТ. Как выяснила «Вечерняя Казань», аннулировать тур проще простого, но вот чтобы вернуть всю потраченную на него сумму без вычета неустойки, понадобятся крепкие нервы. Туроператоры попросту игнорируют недавнее заявление Ростуризма, что «в связи с возникшей угрозой безопасности здоровья туристов в Турции» они должны возвращать отпускникам-"отказникам" полную стоимость путевки.

Роспотребнадзор признал: вирус Коксаки, которым заражаются наши туристы в Турции, - это не страшилки из соцсетей, а суровая реальность. 17 августа руководитель ведомства Анна Попова официально заявила, что за последние дни ведомству стало известно о том, что от вируса в Турции пострадали более 800 россиян, почти 80% заразившихся - дети, причем в основном младше пяти лет.

«Думаю, это далеко не все. В результате анализа сообщений мы увидели, что на всем побережье залива Анталья, к сожалению, таким образом был организован отдых, что российские туристы страдали…» - сказала Попова журналистам. В черный список Роспотребнадзора попали около 200 турецких отелей, куда в ближайшее время выедет команда российских санврачей, чтобы помочь зарубежным коллегам справиться с заразой.

Горячую линию, посвященную вирусу Коксаки, открыли 8 августа и в Татарстане, где еще в июле родители жаловались на испорченный отдых в Турции и делились с другими пользователями в соцсетях фотографиями детей, покрытых страшной сыпью.

- К нам поступило несколько сигналов о заболевших в Турции, - сообщила «Вечерней Казани» пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по РТ Миляуша Замалиева.

А 15 августа в Управлении Роспотребнадзора по РТ открыли вторую горячую линию, чтобы консультировать татарстанцев по вопросам возврата путевок «в связи с эпидемиологической ситуацией в Турецкой Республике».

- Ежедневно наши специалисты принимают порядка двадцати обращений. Они разъясняют туристам их права, гарантированные федеральными законами о правах потребителей и о туристской деятельности, - пояснила Миляуша Замалиева.
 
Напомним, 12 августа Ростуризм официально заявил, что в Турции существует угроза безопасности здоровья российских граждан, и опубликовал на своем официальном сайте разъяснение-инструкцию для граждан, уже купивших путевки, но передумавших ехать в эту страну.
 
«В случае принятия туристом решения о расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг», - говорится в сообщении. При этом Ростуризм призвал представителей турбизнеса проявить социальную ответственность и удовлетворять все требования отпускников-"отказников" в добровольном досудебном порядке. В противном случае туркомпаниям, проигравшим в суде, могут влепить штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Но, похоже, в Казани турфирмы еще не готовы нести социальную ответственность и на попытки клиентов вернуть путевки отвечают штрафными санкциями.

- В начале августа мы купили семейный тур в Турцию на сентябрь. Узнав про Коксаки, передумали ехать, потому что у нас ребенок. Пошла в турагентство, а мне заявили, что с меня удержат штраф - 10 тысяч рублей, - поделилась с «Вечерней Казанью» мама 12-летней школьницы Айгуль Тимуршина. - Для  нашей семьи это сумма приличная, поэтому мы решили все-таки рискнуть здоровьем и полететь за границу.
 
Президент Ассоциации туристских агентств Татарстана Рамиль Мифтахов подтвердил «Вечерней Казани», что из-за вируса в местные турфирмы пошел поток обращений от людей, передумавших лететь в Турцию.

- Операторы отвечают стандартно: вернуть тур можно, но с выплатой штрафа за фактически понесенные компанией затраты. Размеры штрафов обычно указаны в договорах, которые подписывают клиенты при покупке путевки. К примеру, если тур сдают за 30 дней до вылета, то это может быть всего полторы тысячи рублей, а если за два дня - 99% от общей стоимости. Разбег может быть колоссальный, - отметил Рамиль Мифтахов. - Некоторые клиенты просят заменить им Турцию другой страной отдыха или отложить поездку на более поздний срок, когда спадет жара и инфекции утихнут. Задача в общем-то выполнимая. Но для этого опять же придется аннулировать уже купленный тур, выплатить штраф и, добавив к оставшейся сумме деньги, купить новый.

Если клиент не захочет возместить компании неустойку, то, по словам Мифтахова, вернуть свои деньги за путевку он сможет только через суд.

Сегодня корреспондент «Вечерней Казани» под видом возмущенной клиентки турфирмы позвонила на горячую линию Управления Роспотребнадзора по РТ с вопросом: «Вправе ли турагент штрафовать меня за возвращенную путевку?»
 
- Нет, штрафы незаконны. Во-первых, ввиду особого обстоятельства - неблагоприятной эпидситуации в Турции, подтвержденной Ростуризмом. Во-вторых, вы как потребитель вправе отказаться от неиспользованной туруслуги, - ответили на другом конце линии и рекомендовали немедленно писать заявление туроператору или турагенту об отказе от путевки и отправить его заказным письмом.

- Если вас все-таки оштрафуют, напишите жалобу нам, мы эту компанию проверим, - пообещали в трубке.

Тем временем в Ассоциации турагентств Татарстана убеждены, что волнения вокруг Коксаки скоро утихнут: у детей начнется учебный год и родители увезут их с турецких пляжей. Значит, рассчитывать на то, что популярные у российских туристов турецкие курорты снизят цены, не стоит.