Казанские велосипедисты «наезжают» на пешеходов

Инна СЕРОВА
По правилам на "зебре" велосипедист должен спешиться

«Берегись велосипедиста!», - такое объявление впору вывешивать на казанских тротуарах. Активисты велосипедного движения, так рьяно боровшиеся за место под солнцем для своего экологически чистого вида транспорта, одержали победу - им теперь везде дорога.

Солнечное утро. Тротуар вдоль улицы Чистопольской. Топаю на работу. Крик в спину: «Дайте проехать! Дорогу! А-а-а-а!...», - и я едва успеваю увернуться из-под колес юного велосипедиста, напуганного перспективой грохнуться на асфальт из-за столкновения с пешеходом. А навстречу уже едет парочка влюбленных - прильнули друг к другу и руки переплели. Объятия они нехотя размыкают лишь перед самым моим носом, убедившись, что я с дороги не сверну. И парень ворчит: «Нельзя подвинуться?». На пешеходном переходе перед самой редакцией пенсионерка шарахается от гражданина на двух колесах, переезжающего по «зебре» улицу... Да что же это такое?!

А это, утверждает заместитель командира полка ДПС ГИБДД по Казани Михаил Савин - нарушения, расцвету которых поспособствовала либерализация Правил дорожного движения в той части, которая касается велосипедистов.

Изменение Правил дорожного движения, расширившее права велосипедистов, произошло в апреле. Подписанное премьер-министром России Дмитрием Медведевым постановление, в частности, открыло велосипедам выезд на автобусные полосы.

- До вступления в силу этих изменений я лично был сторонником того, чтобы дать возможность велосипедистам ездить по тротуарам, - заявил Михаил Савин корреспонденту «ВК». - Велосипедных дорожек у нас в городе мало, велосипедных полос на дорогах нет. А при движении велосипедистов по дорогам согласно требованиям старой редакции ПДД, запрещавшей им выезд на автобусную полосу, зачастую имели место тяжелые последствия. Представьте, с одной стороны едет большой автобус, c другой - плотный поток автомобилей и между ними -  человек на велосипеде… Но этой проблемы больше нет. Велосипедисты получили право двигаться по правому краю проезжей части - по автобусной полосе. Она не загружена транспортом, значит, безопасна. А Казань, тут вряд ли кто возразит, - город автобусных полос, и ездить по тротуарам у взрослых велосипедистов необходимости больше нет.

Казанские велосипедисты «наезжают» на пешеходов

Кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам правила безоговорочно разрешают только велосипедистам до 14 лет, которым на дорогу выезд запрещен. А всем, кто старше, ехать на велосипеде там по правилам можно, лишь сопровождая велосипедиста младше 7 лет, перевозя на велосипеде ребенка младше 7 лет, либо там, где «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине».

Но в Казани по тротуарам ездят как юные, так и немолодые велосипедисты, как в компании с детьми, так и без них. Наезды велосипедистов на пешеходов на тротуарах, по словам Михаила Cавина, - явление нередкое. А причина, по его мнению в том, что правила написаны недостаточно четким языком. Было бы в них сказано: «Запрещается», - гаишники имели бы право  оформлять протоколы на раскатывающих по тротуарам на великах взрослых граждан.  Но в ПДД используется более мягкая формулировка: «Допускается движение велосипедистов» по тротуару в тех случаях, когда нельзя двигаться по краю проезжей части. А такие ситуации возникают часто: к примеру, в дождь  из-за неработающей ливневки край проезжей части - это одна большая лужа.

Как однозначное нарушение, объясняет Савин, правила сейчас трактуют только движение на велосипеде по «зебре» и поворот налево на дороге, имеющей в одном направлении более одной полосы. Взрослый велосипедист обязан на «зебре» спешиться и катить велосипед рядом, в противном случае ему грозит штраф в 800 рублей. Но, похоже, эта карательная мера не очень-то применяется — на одном только переходе через улицу Сибгата Хакима за пять минут корреспондент «ВК» насчитала шесть нарушителей ПДД на велосипедах.

Казанские велосипедисты «наезжают» на пешеходов

Представитель одного из казанских велосообществ Леонид Иванов говорит, что с тех пор, как в нашем городе для велосипедистов появилась возможность ездить с комфортом, не нарушая правил, на первый план вышла проблема культуры вождения велосипеда. И что более опытные участники движения по мере сил стараются воспитывать молодежь.

Иванов отметил, что казанские автомобилисты теперь «уважительно и с пониманием относятся к велосипедистам на дорогах». Но уважение и понимание пришли не сами собой, а в результате штрафных санкций, пачками накладывавшихся на автовладельцев за наезды на водителей двухколесного транспорта. Похоже, пора использовать  те же методы для воспитания у велосипедистов уважения к  другим участникам движения.