Казанские зрители - о сериале «Анна Каренина»: не играют, а изображают, а Боярская «убивает»

Айсылу КАДЫРОВА
Казанские зрители - о сериале «Анна Каренина»: не играют, а изображают, а Боярская «убивает»

Вчера на канале «Россия 1» завершился показ телевизионной версии «Анны Карениной», снятой Кареном Шахназаровым. Едва начавшись, сериал вызвал бурные отклики в Интернете, в основном негативные: «Каренина в исполнении резкой и угловатой Боярской того и гляди сбросит под поезд Вронского», «Почему жители Москвы в фильме говорят «скуЧно», когда надо «скуШно», «Старый Вронский выглядит моложе сына Карениной» и т.д. и т.п. А что думают про нашумевшую премьеру собеседники «Вечерней Казани»?

Вадим ДУЛАТ-АЛЕЕВ, доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории:

- Телесериалы «Анна Каренина» по великому роману Толстого снимали почти во всех странах (и в Бразилии, и в Египте, и в Австралии), а вот в России это случилось впервые. Я убежден, что классика на экране сейчас нужна. Поэтому я приветствую «Анну Каренину» Шахназарова, где разговаривают на «вы», жертвуют деньги осиротевшей семье, почитают женщин, уважают офицеров и образованных людей. А то, что классику надо «рассказывать» по-новому, - это уже лет пятьдесят как очевидно. Жизнь сейчас совсем другая. А в другой жизни - другая психология, другие оценки и реакции. Мы сегодня не вполне поймем современников Льва Толстого. Поэтому в сериале используется прием рассказа о прошлом, так легче это прошлое понять. Это не совсем «Анна Каренина» Толстого, а сиквел, в котором у Толстого есть соавтор - военврач Русско-японской войны и писатель Викентий Вересаев. Это новый взгляд на классическую историю через призму будущей войны (сильный прием) - войны неудачной, тяжелой и бессмысленной. И мне кажется, что этот взгляд сквозь будущую войну прекрасно показывает высокую цену любви, жизни, каждого обычного дня. А по большому счету, показывает высокую цену нашей истории. За это режиссеру Шахназарову - высокая оценка. А детали, выбор актеров - это уже частности. 

Никита ЕГОРОВ, художник:

- Во все времена Анну Каренину играли красивейшие актрисы - Грета Гарбо, Вивьен Ли, Татьяна Самойлова, Софи Марсо, Татьяна Друбич...
Елизавета Боярская тоже очень красивая. И очень, очень талантливая, особенно как театральная актриса. Но Анна Каренина, мне так показалось, не ее роль. Она одним своим далеко не нежным голосом «убивает» этот образ. Но, может быть, это сделано специально? Чтобы освободить всех нас из плена стереотипов? С этой точки зрения сериал Шахназарова - отличная работа. Учит терпению...

Лия БУШКАНЕЦ, доктор филологических наук, профессор института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ:

- Экранизация произведения, экранизированного-переэкранизированного, интересна в двух случаях: если это добросовестная, близкая к тексту иллюстрация или если это нечто практически самостоятельное, но настолько талантливое, что уже неважно, остались ли там хоть какие-то «мотивы». В случае с шахназаровским сериалом, мне показалось, нет ни первого, ни второго. Честно говоря, первую серию я вынужденно посмотрела (все же филолог), а остальные «пролистала» в Интернете. Весь фильм состоит из штампов: то это «фрагменты» английского костюмного фильма про жизнь аристократов, то голливудские пожимания бровями, каждый поворот головы можно угадать заранее. Актеры не играют, а «изображают». Такое ощущение, что наша актерская школа просто исчезла. В общем, было скучно.

Эдуард ХАЙРУЛЛИН, руководитель пресс-службы президента РТ:

- К сожалению, не успел посмотреть этот сериал, но очень хочу: ведь там снималась выдающаяся оперная певица Альбина Шагимуратова. Она играет роль легендарной Аделины Патти - в сценах, когда Каренина приходит в театр на концерт Патти...

Неля ГАРЯЕВА-ВИЛЬДАНОВА, основательница казанской киношколы «Точка. Кино»:

- При всем уважении к Карену Георгиевичу Шахназарову, «Анна Каренина» не зацепила меня с первой серии. Встреча главных героев никакого отклика в моей душе не нашла. Это так грустно, ведь «Анна Каренина» - один из любимых моих романов... Да, видно, что много сил потрачено - массовые сцены, костюмы. Но для меня это все какое-то неживое, долгое. Возникало ощущение, что актерам очень тяжело... Русские сериалы по классическим произведениям литературы вообще очень тяжелые, а этот еще и театральную постановку напоминает. Да и Елизавету Боярскую в роли Анны я не воспринимаю, но это очень субъективное мнение. Форма, которую выбрал режиссер для своего кино, - вот давайте поразмышляем о героине от лица ее сына - какая-то навязчивая, надуманная. Тем более так кажется после последней - голливудской версии «Анны Карениной» с Кирой Найтли в главной роли...

Альбина НАФИГОВА, инициатор и организатор Всероссийского форума «Время кино» в Казани:

- Насколько мне известно, уже в июне выйдет в прокат киноверсия сериала Карена Шахназарова про Анну Каренину, фильм будет называться «Анна Каренина. История Вронского». Вот его я планирую посмотреть, а сериал смотреть не стала. Хотя надо заметить, что не всегда полнометражная версия телесериала для большого экрана удачнее, чем исходный сериал. В пример могу привести «Статского советника» Филиппа Янковского по мотивам романа Бориса Акунина: версия для телевидения оказалась, на мой взгляд, намного удачнее версии для проката...