Казанский художник прославился на весь мир, воспев хрущёвки

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Казанский художник прославился на весь мир, воспев хрущёвки

Серию из 100 работ посвятил советским пятиэтажкам хрущевской поры казанский художник Ильгиз Гимранов. Разлетевшиеся по Интернету картины мгновенно принесли автору мировую известность, что подтверждают зарубежные аукционы. Дошло до того, что Лондонский клуб коллекционеров организовал выставку Гимранова «Хрущевочки», которая откроется в начале апреля в столице Туманного Альбиона.

Автор «Хрущевочек» смеется: идея запечатлеть массивы «вторичного жилья» и отдельно стоящие пятиэтажки пришла ему много раньше, чем московскому мэру Сергею Собянину - мысль о масштабной реновации хрущевских микрорайонов. Ведь обшарпанные пятиэтажки - это больше чем дома - кандидаты на снос: они свидетели хрущевской оттепели и надежд наших молодых родителей на обновление жизни... Прошло полвека, дома состарились, былые мечты о светлом будущем выцвели и сникли. Но как бы ни ругали обыватели сегодня унылые хрущевские кварталы, а у многих в душе хранятся теплые воспоминания о дворах своего детства, добрых соседях и веселых друзьях. Не случайно Гимранову пишут со всех концов бывшего СССР - из Беларуси, Казахстана, Украины… Каждый считает, что увидел на картине «свой» дом, двор или кусочек родной улицы.


- Хрущевские кварталы - объективно наша цивилизация. Другой нет, - считает Ильгиз Гимранов. - Таких дворов - тысячи по всей России. Поэтому люди спорят: нет-нет, мы это видели не в Казани, а в Саратове, в Ростове-на-Дону… Неожиданно работы вызвали большой эмоциональный отклик в соцсетях и объединили большое количество незнакомых друг с другом людей. Мы ведь все знаем, что нас разъединяет. Так вот, гораздо важнее понимать, что объединяет, причем не формально, а по-настоящему. Конечно же, это детство - вспоминая о нем, люди любого социального статуса всегда найдут общий язык. Другая грань «Хрущевочек» в моем понимании - это не отсыл к определенному персонажу (на картинах вы видите маленького мальчишку, девчонку), но как бы обращение к Человечеству. А оно всегда открывает для себя что-то новое, хотя и останется маленьким по отношению ко Вселенной - понимаете? Двор и символ Земли. Даже шагнув в космос, человечество пронесет сквозь время в своем сердце уголок родного дома, то есть в данный момент двор выступает символом Земли. А это базовое чувство, оно и делает нас человеком.


- Ильгиз, вы и сами живете в доме хрущевской постройки. В какой момент захотелось романтизировать атмосферу этих районов?

- В детстве я жил по многим адресам, моя семья перемещалась по разным районам: из старого центра - на Жилплощадку в Московском районе, на окраину Советского - и снова в центр… Жили мы с родителями и в сталинках, но чаще в хрущевках. А больше 20 лет назад мы с женой поселились в районе улицы Хади Такташа. Так что никуда не денешься: хрущевки - вечный городской пейзаж. Однако в какой-то момент я остро ощутил, что и они становятся уходящей натурой. Исчезнет она так же быстро, как на наших с вами глазах ушла в небытие дореволюционная Казань. И я поставил перед собой задачу эстетизировать мир вокруг. Знаете, безобразное в красивом найти легко - таких охотников тысячи. А вот в безобразном, убогом увидеть красоту сложно. Мои хрущевочки не списаны с какого-то конкретного дома или двора - это скорее собирательный образ тех жилищ, которые я видел и любил.

Стоит отметить, что художнику Гимранову помогает друг и куратор арт-проектов Евгений Жудров, на котором лежит большая часть организационных хлопот в подготовке к Лондонской выставке.


- Серия родилась летом 2017 года, первая работа называлась «Матрица». На наших глазах хрущевочки превращаются в объект искусства, - констатирует Евгений. - Летом прошлого года Гимранов участвовал в аукционных торгах русского искусства в Лондоне, его работу продали за 3370 долларов. После этого начался бум, забурлил Интернет, посыпались звонки от заинтересованных лиц. Не поленитесь, наберите в «Гугле» словосочетание «современный русский пейзаж». На первом же месте увидите ссылку на творчество Ильгиза. Направление «Хрущевочки» - это новое явление в современном искусстве. Не зря на серию обратил внимание виднейший специалист по истории искусства ХХ века, заведующий отделом новейших течений Русского музея Санкт-Петербурга Александр Боровский. В своей статье к каталогу выставки «Хрущевочки» он пишет: «Я бы ввел для характеристики этой серии Гимранова термин «проживаемость». В них проходит жизнь. И вовсе не однотипная, не рядовая. Гимранов умеет показать эту бытийную начинку банальных хрущевок. Как - секрет. В «Хрущевочках» Гимранова есть что-то человеческое, слишком человеческое».



Фото автора.