Казанский художник создавал уникальный ковер-картину 12 лет

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Казанский художник создавал уникальный ковер-картину 12 лет

Уникальный гобелен «Николай Фешин», на создание которого ушло 12 лет, впервые представили широкой публике в Национальной галерее «Хазинэ». Удивительно, но соткал этот чудо-ковер мужчина! Корреспондент «Вечерней Казани» расспросила мастера Анатолия Егорова о тонкостях этого древнейшего вида прикладного искусства.

Гобелен «Фешин» представляет собой некий микс из реплик самых известных полотен нашего знаменитого земляка. Зритель без труда узнает и Вареньку Адоратскую с одноименного портрета, и сцену из «Обливания», и фрагмент работы «Капустница». В центре гобелена изображен сам Николай Фешин у мольберта. За основу Егоров взял одну из самых известных фотографий гениального художника, сделанную еще в Казани, до отъезда в 1923 году на чужбину, в Штаты.

- Знаете, фешинская «Варенька Адоратская» в залах казанского музея изобразительных искусств запала мне в душу еще во втором классе, я тогда уже решил, что хочу стать художником. Всегда преклонялся перед гением Фешина и считаю, что имя мастера должно быть увековечено в Казани более масштабно. Недостаточно присвоения его имени художественному училищу. Почему в городе, который Фешин прославил на весь мир, ему до сих пор не установлен памятник?.. В общем, взялся я за этот гобелен по велению души, и так совпало, что именно в 2005 году исполнилось 50 лет со дня его кончины. Поначалу думал, что полотно не будет крупным, потом втянулся, увлекся. Вообще, процесс работы над гобеленом как молитва - не терпит суеты, шума. Не то чтобы я стал затворником, но постарался сократить до минимума контакты с внешним миром. В приятелях у меня были только Сергей Довлатов, Михаил Булгаков, Рэй Брэдбери, Джек Лондон. Видите ли, аудиокниги очень способствуют творческому процессу!

Для любителей оценивать произведения искусства с сантиметром, весами и калькулятором в руках, сообщаем: по предварительным оценкам, уникальное произведение стоит порядка миллиона рублей. Говорят, на гобелен уже нацелилась закупочная комиссия ГМИИ РТ. Размеры полотна – 217 х 401 см. Мастер «извел» на полотно чуть более 16 кг чистой шерсти. А сколько ниток забраковано, не счесть! По словам Егорова, в мастерской до сих пор повсюду разноцветные клубочки. «Если бы удалось достать крученые шелковые нити, гобелен светился бы. Но натуральные нити - дефицит, я не смог выписать их даже из Китая, вот и обошелся мой Фешин без шелка, а так бы капуста искрилась и сок давала, как живая», - сокрушается создатель полотна.

Выпускник Строгановского училища 1975 года, Анатолий Егоров учился ремеслу у знаменитого Василия Комарденкова. Того самого, что дружил с Сергеем Есениным, Александром Родченко и вместе со своим товарищем Владимиром Маяковским оформлял спектакль «Мистерия-буфф», так что поэт даже упоминал о нем в своих стихах.

Сегодня художник Егоров - самый опытный из татарстанских коллег, специализирующихся на монументальном текстиле. Впрочем, на всю республику таких умельцев всего четыре человека. Не станем лукавить: древнее искусство гобелена сегодня почти не востребовано и фактически угасает на наших глазах. Поэтому каждое произведение, созданное в этом жанре, становится раритетом.

- Изготовление шпалер – дело дорогое и кропотливое, ковры-картины во все времена были по карману лишь знати, в советское время главным заказчиком выступало государство, - констатирует Егоров. – В СССР гобелены предназначались для общественных зданий, учреждений, ресторанов, санаториев и так далее. В казанском Доме иностранных специалистов до сих пор висит мой гобелен «Водопад». Теперь госзаказы ушли в прошлое. Мы – последние из могикан, и неизвестно, придет ли молодая смена. По всему выходит, что прибежище современного гобелена – только музей. Две мои шпалеры – «Свияжск» и «Фонтан в Ленинском саду» - хранятся в фондах ГМИИ РТ, и хотя выставляются нечасто, хотя бы за их судьбу я спокоен. Хотите научиться искусству гобелена? С радостью передал бы свой опыт.

…Персональная выставка члена Союзов художников России и Татарстана Анатолия Егорова продлится в Национальной галерее «Хазинэ» по 2 апреля. Помимо удивительных шпалер здесь представлены четыре десятка живописных произведений мастера. Свой творческий стиль Егоров называет романтическим символизмом. Говоря простым языком, его работы - это негромкое и очень нежное признание в любви родной Казани и в особенности острову-граду Свияжску. Ему же посвящен представленный в экспозиции гобелен впечатляющих размеров (421 х 212 см). Тем временем мастер приступил к новому полотну - «Ильин день в Свияжске». Заказчика у этой работы, как и у других, нет. Художник Егоров по-прежнему слушает только свое сердце.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА