Казанский музей Боратынского заживет по-барски

Айсылу КАДЫРОВА
Казанский музей Боратынского заживет по-барски

Ориентировочно в октябре в Казани откроется для посетителей обновленный Музей Евгения Боратынского. Раньше он ютился в восточном флигеле усадьбы Боратынских, а теперь занимает все пространство барского дома (последнее сохранившееся в Казани деревянное одноэтажное сооружение первой половины XIX века) на улице Горького, 25.

Отреставрированный барский дом уже показали Рустаму Минниханову (благодаря ему на реставрационные работы весной 2012 года было выделено 40 млн рублей). Побывали в особняке и корреспонденты «Вечерней Казани». Смеем предположить, что теперь это самый интересный, красивый и уютный музей нашего города.

КТО ЗДЕСЬ ЖИЛ

Казанский Музей Евгения Боратынского - поэта, друга А.С. Пушкина, - единственный в России. Любопытно, что сам Боратынский в этой усадьбе никогда не жил. В 1831 - 1832 годах поэт с семьей проживал в усадьбе на улице, ныне носящей имя Карла Маркса, - тот дом находился где-то между хореографическим училищем и галереей современного искусства музея изобразительных искусств. Но специалисты уверены: Боратынский видел усадьбу, где теперь располагается его музей, и, возможно, бывал в ней.

Деревянный барский дом построили в начале XIX века для графини Апраксиной. В 1836 году его приобрел помещик Мамаев, пожелавший, чтобы дом перестроили по проекту архитектора Петонди. После Мамаевых усадьба переходила от владельца к владельцу - к Чемодуровым, Колбецким, Казиным... Только в конце 60-х годов XIX века усадьбу купил Николай Боратынский - сын поэта Евгения Боратынского. Он въехал в этот дом с женой - красавицей Ольгой Боратынской (урожденной Казем-Бек), и детьми.



Последним владельцем усадьбы Боратынских был Александр Николаевич Боратынский - внук поэта. Осенью 1918 года его арестовали большевики: признали «антисоветским элементом», расстреляли...

В барском доме организовали школу для ликвидации безграмотности среди взрослого населения, потом там находилась школа им. Радищева... В 1932 году дом передали детской музыкальной школе имени П.И. Чайковского. В ведение Музея Евгения Боратынского главный дом усадьбы перешел в 2001 году.


ПОРТРЕТ ГУБЕРНАТОРА

В обновленном музее Евгению Абрамовичу Боратынскому будут посвящены три первых зала: просторный будуар с камином, Зеленая гостиная и библиотека. Камин разжигать не станут, поскольку в деревянных музейных зданиях делать это запрещено.

В этих залах будут экспонироваться предметы старины «с казанскими корнями» и личные вещи Евгения Боратынского: книги и картины, подсвечник и папка для бумаг, лампа для свечей и ножичек для разрезания бумаги, колокольчик для вызова слуг и конторка из казанского дома Боратынских, за которой, по преданию, работал Александр Сергеевич Пушкин...

В Зеленой гостиной появится уникальный экспонат, который сотрудники Музея Боратынского недавно получили в дар от коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным. Это нарисованный карандашом портрет Ираклия Боратынского, родного брата Евгения. Ираклий Абрамович в период с 1846-го по 1857 год был губернатором Казани...



На рисунке стоит дата: 1847 год. Кто автор портрета, неизвестно: рисунок подписан только буквой «А».

В библиотеке, в одной из антикварных витрин, можно будет увидеть миниатюрный черепаховый бювар Анастасии Боратынской-Энгельгардт - жены Евгения Боратынского. Реставраторы Нацмузея РТ, готовившие этот предмет для публичной демонстрации в новом музейном пространстве, обнаружили внутри него надпись «Я люблю тебя». Как говорит старший научный сотрудник музея Боратынского Елена Скворцова, «вполне возможно, это признание написал Евгений Абрамович. Он очень любил свою жену, это бесспорный факт. Но почерковую экспертизу мы еще не проводили...».

БЕЛАЯ ЗАЛА И ЧЕРНЫЙ РОЯЛЬ

Святая святых дома Боратынских - Белая зала. В своих воспоминаниях правнучка поэта Ольга Ильина-Боратынская писала: «Наша зала! Ряд хрустальных люстр, белые колонны, высокие лепные потолки с нашими гербами... Эта зала была центром вселенной... Стеклянная дверь Белой залы была распахнута в сад...».

Лепнина на потолке залы, включая герб рода Боратынских, сейчас полностью восстановлена. На гербе - щит с дворянским шлемом и короной, в качестве нашлемника изображена собачка...

В Белой зале, как и при жизни Боратынских, не будет никаких вещей - только рояль (черный «Шредер» специально купили к окончанию реставрационных работ в музее). Это бальный зал: здесь будут проходить концерты и встречи, в новогодние дни - ставить елку...



К концу осени в Белой зале презентуют новый проект Музея Боратынского - «Поэтический театр Алексея Гомазкова». Гомазков - сотрудник музея, дипломированный литературовед. «Я хочу, чтобы в нашем музее регулярно звучала русская поэзия XVIII - XX веков, - говорит Алексей. - Чтобы звучала музыка, написанная на эти стихи. Русская поэзия создает вокруг себя ауру, которая тех, кто в нее попадает, очень обогащает... У нас будут выступать актеры, музыканты, певцы...»

Репертуар театра Гомазкова будет формироваться по календарному принципу. Так, в первом сезоне здесь отметят юбилеи Сергея Есенина, Велимира Хлебникова, Эдуарда Багрицкого, Даниила Хармса... Встречи предполагается проводить раз в месяц.

ПОЧТИ БАССЕЙН

В «сером доме» (так называли дом сами Боратынские) посетителям покажут потайную чемоданную комнату - кладовую для саквояжей, дверь в которую выглядит как прислоненный к стене громоздкий шкаф. Появятся в обновленном музее и современные вещи - электронные книги: на планшетах можно будет посмотреть старинные портреты членов рода Боратынских, прочитать их стихи...



Новинку того времени посетители музея увидят в купальной комнате, размещенной по соседству с кабинетом хозяина усадьбы. Речь идет о достаточно глубокой ванне необычной формы, которая, как маленький бассейн, встроена в пол комнаты. Сотрудники музея говорят, что в «сером доме» было две ванные комнаты, но реставраторы решили восстановить только одну.

…В небольшом флигеле усадьбы Боратынских теперь расположится служебное помещение. Сотрудники музея надеются, что со временем удастся восстановить второй, ныне утраченный, флигель и разместить в нем выставочный зал. А за ним обустроить площадку для игры в крокет: во времена Боратынских такие площадки были обязательным элементом приусадебных парков...

Фото Алексанра ГЕРАСИМОВА.