Казанский танцовщик, сыгравший Рудольфа Нуриева: «Пришлось поправиться для роли до 70 килограммов»

Ольга ЮХНОВСКАЯ
Казанский танцовщик, сыгравший Рудольфа Нуриева: «Пришлось поправиться для роли до 70 килограммов»

Сегодня - 80 лет со дня рождения великого Рудольфа Нуриева (1938 - 1993). На федеральных телеканалах нашей страны пройдут фильмы о «летающем татарине» и записи спектаклей с его участием. Ассоциация татар Франции приглашает на церемонию возложения цветов у дома в Париже, где гениальный танцовщик прожил последние годы. И только в Казани в этот день ничего не происходит...

Как известно, Рудольф Нуриев дал личное согласие на то, чтобы фестиваль классического балета, который проводится в Казани с 1987 года, носил его имя. Сам он был в Казани дважды в 1992 году - в марте репетировал с Государственным симфоническим оркестром РТ, а в мае дирижировал оркестром театра им. Джалиля на фестивальном спектакле «Щелкунчик» и ГСО РТ - на концерте в консерватории. Но и эти два недолгих визита гения танца в наш город - повод для гордости.

А у солиста балета театра им. Джалиля Олега Ивенко - свой повод гордиться причастностью к имени «летающего татарина». Ивенко сыграл юного Нуриева в фильме британского режиссера Рэйфа Файнса «Белый ворон». Премьера состоится в конце года, предположительно на Берлинском кинофестивале. Как анонсировал режиссер, «это зарисовка о студенческой жизни Рудольфа Нуриева в Ленинграде, в фильме будут показаны эпизоды из детства Рудольфа в Уфе, а также время, проведенное им в Париже в самом начале - после того как в 1961 году Нуриев отказался возвращаться в Советский Союз, попросив политического убежища».

«Белый ворон» еще до премьеры вызывает жгучий интерес публики. Интриге способствуют условия контракта, которые запрещают артистам разглашать подробности съемочного процесса и содержания картины. Однако исполнитель роли Нуриева Олег Ивенко пошел навстречу «Вечерней Казани», ответив на некоторые вопросы.

- А ведь вы, Олег, и внешне похожи на молодого Нуриева! Даже цвет волос с каштановым оттенком совпадает. Видимо, режиссер и этот момент учитывал?

- Цвет волос не родной - это остаточный эффект после съемок, - рассмеялся Ивенко. - Почему на главную роль из пяти претендентов выбрали меня, ответит только сам Рэйф. Возможно, имел значение возраст: мне сейчас 26, а Нуриеву на момент бегства было 23 года. Мы примерно одного роста, правда, по настоянию режиссера мне пришлось поправиться для роли с 63 до 70 килограммов... Когда в одной из соцсетей мне пришло приглашение на кастинг, я его удалил как спам, решив, что это плохой розыгрыш. Поверил лишь, когда позвонила подруга из Санкт-Петербурга и подтвердила, что меня действительно зовет на пробы Рэйф Файнс. Подумал: такой шанс выпадает раз в жизни, и согласился. Целый год ушел на подготовку: я погрузился в изучение материала, прочел массу книг о Нуриеве, а Рэйф предоставил возможность изучать технику Рудольфа по документальным видеозаписям. Съемки фильма проходили во Франции, в Санкт-Петербурге, в других городах России. Спасибо директору театра им. Джалиля Рауфалю Мухаметзянову, который пошел навстречу и дал мне возможность посвятить время этим съемкам.

- Легко ли было артисту балета «переквалифицироваться» в драматического актера?

- В хореографическом училище есть предмет «Актерское мастерство», но этого, разумеется, оказалось недостаточно. Я брал уроки прямо на съемках и, кстати, хочу продолжить обучение драматическому мастерству - намерен искать педагога в Казани. Раньше и не предполагал, что это так интересно. Теперь у меня интерес к балету и кино 50 на 50. Ну а что, вдруг после премьеры поступят другие предложения сниматься?



- Известно, что Рудольф Нуриев был человеком импульсивным, неожиданным на реакцию и поступки. Его часто упрекали в несдержанности, а порой и в грубости. На какие черты характера вы ориентировались, примеряя на себя образ неординарной личности?

- Нуриев был человеком со стальным стержнем внутри, я восхищаюсь его непреклонной верой в себя. Даже когда он был не прав, все равно настаивал на своем. Он знал, что и почему делает, знал свою высокую планку. Под влиянием этой роли и сам изменился, стал более собранным, напористым, а в чем-то и агрессивным. И мне эти перемены нравятся. Кстати, после съемок я наконец-то обзавелся личным арт-агентом. Случилось так, что ко мне обратились с предложением из Испании, но когда узнали, что у меня нет своей команды, прекратили переговоры. Вот и пришлось искать специального человека, к нему теперь стекаются все оргвопросы и приглашения. Арт-агент сейчас занимается технической стороной моего первого фестиваля современного танца и сценических практик StagePlatforma.

- А подробнее?

- Я и мои коллеги по театру им. Джалиля: Алессандро Каггеджи, Коя Окава, Мидори Тэрада, Антон Полодюк - представим композиции хореографов XXI века. В рамках гала-концерта с собственными работами выступят танцовщик и хореограф, номинант премии «Золотая маска» Марсель Нуриев, победительница международных конкурсов, танцовщица фламенко Анна Федорова и другие. Фестиваль пройдет в Казани 21 - 22 апреля на базе Дома актера. Проект поддержали Союз театральных деятелей РТ, фонд развития исполнительского искусства Sforzando и студия Ballet Room.


Фото автора и из архива Олега ИВЕНКО.