Каждой лодке — триколор: в Татарстане будут штрафовать владельцев судов-маломерок без российского флага

Татьяна ЯНЬКОВА
Каждой лодке — триколор: в Татарстане будут штрафовать владельцев судов-маломерок без российского флага

Украшать свою лодку российским триколором в обязательном порядке отныне должен каждый владелец зарегистрированного маломерного судна. Размещать флаг следует на флагштоке или мачте, а если таковых не имеется, то флаг размером не менее 30 на 20 см надо будет нарисовать на борту. Иначе штраф. И это не единственная «фишка», прописанная в новой редакции правил ГИМС.

В действие новые нормативные правовые акты по регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, вступили еще в январе 2017 года - это «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России» (приказ №339) и «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России» (приказ №340). Но поскольку зимой по нашим рекам и озерам на лодке можно поплавать разве что в мечтах, то актуализировались они только сейчас, с приходом календарной весны.

Правда, как заверил корреспондента «Вечерней Казани» главный государственный инспектор РТ по маломерным судам ГУ МЧС РФ по РТ Юрий Венедиктов, ничего революционного обновленные документы в себе не несут - они лишь приведены в соответствие с Гражданским и Налоговым кодексами РФ, некоторыми федеральными законами и приближают требования по регистрации судов в России к требованиям ВТО и Таможенного союза. В соответствии с этими требованиями владельцам маломерок вменили в обязанность размещать на судне российский флаг (раньше это было их правом). За отсутствие флага на судне штраф для граждан составляет от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц - от 5 до 7 тысяч, для юрлиц - от 100 до 150 тысяч.

Правда, установка флага - дело, хоть и государственно важное, но все-таки десятое. Гораздо больше граждан, которые ежедневно бомбардируют инспекторов ГИМС звонками, волнует другой вопрос: в каких случаях им необходимо регистрировать свою маломерную посудину (лодку, катамаран, катер, гидроцикл, байдарку, яхту)? 

- Согласно Кодексу торгового мореплавания маломерным считается судно длиной не более 20 метров и с количеством пассажиров не более 12 человек, - объясняет Юрий Венедиктов. - Государственной регистрации подлежат маломерные суда с массой свыше 200 кг и с мотором мощностью более 8 кВт (около 11 л.с.).

Вот к этой якобы невнятной формулировке и цепляются порой судовладельцы: дескать, и лодчонка у меня легонькая, и мотор на ней стоит совсем пустяшный, так что их совокупный вес никак до 200 кг недотягивает, значит, регистрировать я ничего не должен. Но, увы. При вычислении общего веса учитывается вес не фактически стоящего лодочного мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, который гипотетически можно на этой лодке установить. 

- Плюс комплект спасательного оборудования, - добавляет главный госинспектор РТ по маломерным судам и рекомендует не заниматься самостоятельными эмпирическими вычислениями, а просто приехать в отделение ГИМС (они есть в Казани, Зеленодольске, Камском Устье, Лаишево, Нижнекамске и Набережных Челнах) и взвесить свое плавучее хозяйство как положено. 

Кстати, по новым правилам стало сложнее не зарегистрировать судно, а снять его с регистрации: если до 2017 года владелец мог просто написать заявление об исключении из регистра, то сейчас необходимо представить в ГИМС документ, который является основанием для снятия с учета. Например, договор купли-продажи, справку, что лодка утонула или ее владелец поменял гражданство, и так далее.

Из абсолютных новинок в свежих правилах ГИМС можно отметить две: во-первых, идентификационный номер судна теперь будет состоять не из семи знаков, а из одиннадцати — он включает буквенный код, порядковый номер и обозначение страны и региона, в нашем случае это RUS 16. Рядом с номером, кстати, можно будет и нарисовать российский триколор, если на вашей лодке нет флагштока.

Во-вторых, изменился внешний вид судового билета. Раньше это была обычная «корочка», а теперь билет разросся до листа формата А4, украшенного водяными знаками. Причем владелец судна может попросить, чтобы его билет был оформлен сразу на двух языках: русском и английском. Поскольку такую красоту брать с собой на рыбалку неудобно, то вместе с оригиналом в ГИМС выдают простенькую заверенную копию судового билета.

Ну и напоследок о главном, о деньгах: сейчас государственная пошлина за регистрацию маломерных судов составляет 1600 рублей; за выдачу судового билета — 200 рублей; за выдачу дубликата судового билета  в случае его утери (не путать с копией) — 200 рублей.