Каждый пятый водитель в Казани готов задавить пешехода

Татьяна ЯНЬКОВА
Каждый пятый водитель в Казани готов задавить пешехода

«Машина сбила девушку на зебре», «Школьник попал под «Газель» на пешеходном переходе», «Иномарка на переходе задавила старушку», - без подобных происшествий в Казани не проходит и дня. По данным ГИБДД по РТ, за прошлый год в Татарстане произошло около 1500 наездов на пешеходов, причем каждый третий - на зебре. Казанское аналитическое агентство «ПромРейтинг» решило выяснить, кто в этом виноват и кто прав в жестком противостоянии на дорогах владельцев «железных коней» и безлошадных граждан.

Как рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» руководитель аналитического агентства Антон Глухов, для проведения исследования в каждом из семи районов Казани было выбрано десять нерегулируемых пешеходных переходов. Например, в Авиастроительном районе объектом изучения стал переход возле остановки «Максимова» на одноименной улице, в Кировском - переход на перекрестке улиц 25 Октября и Деловой, в Московском - переход возле спортивного комплекса «Батыр», в Ново-Савиновском - на улице Бондаренко... Причем в список переходов, удостоившихся внимания исследователей, попали как сложные объекты - с интенсивным автомобильным и пешеходным трафиком, расположенные на дорогах с большой полосностью, так и вполне рядовые. Сделано это было, по словам Глухова, намеренно, для того чтобы получить как можно больше исходных данных для обсчета и, соответственно, максимально объективные результаты.
Для сбора информации в течение месяца (исследование проводилось в феврале) было сформировано семь - по числу районов Казани - исследовательских групп по два человека в каждой плюс одна резервно-проверочная, необходимая для проведения скрытного параллельного наблюдения, чтобы выявлять возможные ошибки (пресловутый человеческий фактор, никуда от него не денешься). На каждой зебре за один раз исследователи фиксировали порядка ста фактов переходов, заполняя для каждого случая специальный электронный бланк, где указывали время суток, погодные условия, праздничным или будничным был день, насколько хорошо освещен пешеходный переход, сколько полос на дороге, хорошо ли убран с нее снег, как был одет пешеход (как известно, пешеходов в темной одежде в сумерках плохо видно) и пр.

Потом все эти данные обработал специалист в области статистики - и вот что получилось: в среднем по Казани в 20 процентах случаев водители пешеходам дорогу не уступают. Причем несколько дисциплинированнее ведут себя автомобилисты в центре города - там процент «непропусков» меньше общегородского. Зато в Кировском и Ново-Савиновском районах он выше, правда, не на порядок, всего на 4,5 процента. При этом в выходные дни количество «непропусков» бывает больше, чем в будни.

Составили в «ПромРейтинге» и список факторов (более двух десятков), влияющих, по мнению аналитиков, на поведение водителей, это, в частности, удаленность от центра города, где много камер и гаишников. В агентстве отмечают, что казанские водители больше боятся госавтоинспекторов, чем уважают право пешехода на безопасный переход: «У водителей часто отсутствует четкий «инстинкт» притормаживания перед пешеходным переходом. Для них куда важнее разглядеть сотрудников ГИБДД, подлавливающих автомобилистов на невнимательности», - говорится в исследовании.

Влияет на «непропуск» и длина пешеходного перехода - чем он шире, тем нетерпеливее водители. Еще наездники на «железных конях» не любят, когда слишком много людей шагают по зебре.
Справедливости ради надо заметить, что не всегда причиной нарушения правил служит водительская наглость. На это имеются еще и уважительные причины: недостаточная освещенность, нечитаемость дорожных знаков, размытость зоны тротуара и проезжей части из-за плохо убранного снега - пешеход уверен, что он уже стоит на зебре, а водителю кажется, что тот никак не решится сойти с тротуара. Не пропускают водители пешеходов и из-за того, что припаркованный в зоне зебры грузовичок или высокий сугроб закрывает им обзор или пешеход малозаметен - укутался в темную одежду и капюшон на голову натянул... 

Полностью с исследованием можно ознакомиться здесь.