КФУ решил присоседиться к славе «Рубина»

Лина САРИМОВА
КФУ решил присоседиться к славе «Рубина»

Бурную реакцию у  прогрессивной общественности, имеющей отношение к Казанскому университету, вызвал новый логотип КФУ, который утвердил 12 ноября ученый совет вуза. Народ недоумевает: какой смысл в новой эмблеме, почему символ старейшего вуза России выбирали без обсуждения и голосования и кто, в конце концов, автор этого синего Зиланта с факелом?  

ЗИЛАНТОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Создатель нового логотипа КФУ - широко известный в узких кругах дизайнер Дмитрий Кошкин, с творчеством которого, впрочем, имели возможность ознакомиться все казанцы, поскольку Кошкин является разработчиком фирменного стиля компании «Просто молоко». В тех же сине-белых тонах, что упаковки для кефира и катыка, выполнен новый логотип университета.

В беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» Дмитрий Кошкин пояснил, что изображение синего Зиланта с факелом на щите, которое стремительно расползлось по Сети, - лишь одна из модификаций эмблемы КФУ. Она будет использоваться на папке ректора и на брендированной вузовской одежде. Кроме того, существуют еще несколько вариантов эмблемы, но на всех неизменно присутствует Зилант.

- По-моему, это здравое решение, учитывая то, что известный логотип со зданием Казанского университета появился только в 90-е годы прошлого века. Сова, о которой сейчас вспоминают, никогда не была символом вуза. А вот ленты с зилантами присутствовали на парадных кителях университетских профессоров еще в XIX веке, - напомнил Кошкин.

В свою очередь, руководитель пресс-службы КФУ Камилл Гареев в разговоре с корреспондентом «ВК» признал, что многие сейчас иронизируют по поводу схожести логотипа вуза с эмблемой футбольного клуба «Рубин», и поспешил заметить, что это было сделано специально.

- Ведь за рубежом Казань узнают во многом благодаря «Рубину». А мы новым логотипом хотим заявить о том, что у нас есть не только спорт, но и наука, - раскрыл замысел Гареев.

ЖАЖДА — НИЧТО, ИМИДЖ — ВСЕ!

На презентации нового логотипа проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ Марат Сафиуллин объяснил необходимость ребрендинга тем, что вуз включился в программу повышения конкурентоспособности. Дескать, создание узнаваемого бренда университета — это одна из рекомендаций Минобрнауки РФ и Международного научного совета.

Однако с того ли вуз начал повышать свою конкурентоспособность?

- Я слежу за постами своих уже бывших коллег в соцсетях и вижу, насколько люди зажаты, подавлены, какая чудовищная бюрократизация происходит в университете, какие есть проблемы с качеством учебного процесса, - поделился с корреспондентом «ВК» бывший доцент КФУ, а ныне сотрудник ВШЭ Искандер Ясавеев.  

По мнению собеседника «ВК», новый логотип произвел на него негативное впечатление, поскольку он не обладает ни историчностью, ни уникальностью, какой должна обладать эмблема, и скорее, это символ не вуза, а некого разрыва реальностей. 

- Руководство университета озабочено рейтингами и брендами в то время, как рядовых преподавателей и сотрудников беспокоят совершенно другие проблемы. Мне кажется, что такого рода игры просто раздражают людей, хотя открыто об этом вряд ли кто-нибудь скажет, - считает Ясавеев.

ОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НИКТО НЕ ВИДЕЛ

Еще один вопрос, который возник у недоумевающей общественности по поводу логотипа, -  это механизм отбора эскизов.

По словам руководителя пресс-службы КФУ, университет провел кропотливую работу по сбору мнений и голосов сотрудников и студентов.

- Опрос проводился на нашем официальном сайте примерно полгода назад. Он висел на главной странице на протяжении двух месяцев. Также проходили опросы в социальных сетях, - сообщил Камилл Гареев.

Однако ссылка на голосование была навсегда удалена с сайта КФУ вместе с результатами.  «Вечерняя Казань» решила отыскать хотя бы опрос, который якобы проводился в официальной группе университета «ВКонтакте», но ни одного поста по теме на стене сообщества не обнаружилось. К чему это заметание следов - не совсем понятно.

- Я с сайта КФУ не «слезаю», так как портал Ассоциации выпускников Казанского университета, который я веду уже 17 лет, базируется именно на нем. Тем не менее я не видел там голосования или опроса. Сделано все было как-то по-тихому, - прокомментировал результаты нашего поиска исполнительный директор ассоциации Евгений Минеев.

Не видел опросов и Искандер Ясавеев, который числился в штате Казанского университета до сентября 2015 года  и вплоть до своего ухода регулярно посещал сайт вуза, да и сейчас продолжает это делать.

- Очевидно, что университет - это неотъемлемая часть Казани и если вы хотите что-то изменить, это надо обосновать, четко сформулировать и организовать публичную дискуссию до принятия решения. Ничего этого не было сделано,  - констатирует Ясавеев.

НЕУДАЧНЫЙ ЛОГОТИП ИЛИ КОСНЫЙ НАРОД?

Исполнительный директор Ассоциации выпускников Казанского университета Евгений Минеев признается, что если бы ему предложили выбрать между старым и новым логотипами, то он, несомненно, выбрал бы изображение главного здания с колоннами: «С новой эмблемой масштаб нашего университета как-то уменьшается...».

Казанский графический дизайнер Александр Загидуллин оценил старую и новую эмблемы исключительно с профессиональной точки зрения и также признался, что старая импонирует ему больше. 

- Во-первых, на старой эмблеме широта размаха главного здания лаконично подчеркивалась эллипсообразной формой логотипа. Новый же имеет стандартную круговую форму, при этом без круговой обводки за пределами букв, что немного разваливает логотип. Во-вторых, отмечу шрифт без засечек, который, видимо, должен был создать ощущение основательности и минимизации мелких деталей. Но этих целей достичь не удалось - этот прием, наоборот, сделал начертание текста более примитивным и грубым.

По словам Загидуллина, присутствие национальной идеи в виде Зиланта на эмблеме радует, однако связь с вузом на ней не прослеживается.

В свою очередь создатель нового логотипа КФУ Дмитрий Кошкин относится к критике с пониманием:

- У нас очень косный народ. Почему-то если человек проучился пять лет со зданием на эмблеме, то он уже считает, что это историческая эмблема. Вообще ребрендинг - это всегда болезненная ситуация.