Кино, которое освистали на Каннском фестивале, покажут в Казани

Айсылу КАДЫРОВА
Кино, которое освистали на Каннском фестивале, покажут в Казани

Фильм, который освистали на пресс-показе последнего Каннского фестиваля, - «Персональный покупатель» Оливье Ассаяса - выходит 2 марта в российский прокат. Интерес к картине усиливает тот факт, что каннское жюри реакцию работающих на фестивале кинокритиков проигнорировало и присудило постановщику «Покупателя», месье Ассаясу, победу в номинации «Лучший режиссер». На показе этого фильма для прессы побывали корреспонденты «Вечерней Казани».

Персональный покупатель - это профессия молодой американки Морин (Кристен Стюарт). В ее обязанности входит покупать одежду, обувь, сумочки и драгоценности для своей вечной занятой работодательницы - светской львицы Киры (эпизодическая роль Норы фон Вальдштеттен). У них одинаковые размеры, однако Морин категорически запрещается надевать эти вещи даже для примерки.


Покупки она совершает в разных городах мира, чаще всего в Париже, по которому бесстрашно, но аккуратно разъезжает на мотоцикле. Это особенный для нее город: не так давно здесь внезапно умер ее брат-близнец Льюис. Их сближала редкая особенность: они оба видели призраков. И еще в детстве договорились, что тот, кто умрет первым, подаст с того света знак живому.

Мир мертвых, нежелание расставаться с любимыми людьми после смерти - эти темы волнуют не только Оливье Ассаяса. Например, Александр Генис в своей последней книге воспоминаний «Обратный адрес. Автопортрет» (2016) пишет, что уже договорился со своей подругой, писательницей Татьяной Толстой, «что попавший на тот свет первым пошлет оставшемуся на этом шибболет - тайное слово-пароль». Генис с Толстой, слава богу, живы, и пусть еще нескоро узнают, насколько реальна связь мира мертвых с миром живых. А что же герои Ассаяса?

В фильме совсем не зловеще - скорее, очень тонко и деликатно показывают призрак мертвого Льюиса. Это появляющееся из ниоткуда облако будто бы сигаретного дыма, в котором при желании можно разглядеть мужское лицо. Тает это облако очень красиво и быстро, оставляя в недоумении: это и есть обещанный знак? А что значат самостоятельно открывающиеся краны и льющаяся из них вода? А ни с того ни с сего бьющаяся посуда? Привет из мира мертвых?


Однозначных ответов «Персональный покупатель» не дает. Этот фильм сам как призрак, как облако сигаретного дыма: очень красив и зыбок, его эпизоды быстро «тают», оставляя в легком недоумении. Так, можно предположить, что это фантом мертвого Льюиса вдруг начинает с Морин переписываться эсэмэсками. Потусторонний собеседник упорно не называет ей себя, и в какой-то момент начинает казаться, что на его месте может быть и дух умершей художницы Хильмы аф Клинт (известного при жизни медиума и ведущей спиритических сеансов), о существовании которой Морин узнает незадолго до загадочных СМС.

«Я хочу быть кем-то другим», - признается в переписке Морин. И нарушает правило: наряжается в соблазнительные одежды Киры. Связь эта совершенно не очевидна, но тонкий психологический фокус с запрещенными переодеваниями приводит к трагической смерти Киры.

В «Персональном покупателе» есть элементы психологического триллера, детектива, фильма ужасов... Финальные кадры Ассаяс снимал в солнечном Омане, куда, согласно сюжету картины, сбегает смертельно уставшая от невнятного общения с потусторонним миром Морин. Но призраки не оставляют ее и там: очередной полный загадок диалог с невидимым Льюисом обрывается вспышкой ослепительного света. И в кадре не остается никого - один лишь свет. Поток света. Он такой же свободный и мощный, как игра Кристен Стюарт. «Персональный покупатель» стал бенефисом этой актрисы, которую неспроста называют «машиной правды»...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.