Кино по-мусульмански: война, Кикабидзе и иранец-двоеженец

Айсылу КАДЫРОВА
Кино по-мусульмански: война, Кикабидзе и иранец-двоеженец

В кинотеатре «Родина» начались конкурсные показы фильмов XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Особенный интерес у зрителей вызывает документальная программа: во вторник, например, немало желающих собирались просить у организаторов фестиваля повторного показа некоторых кинолент. Среди них оказалась и работа молодых казанских кинематографистов Руслана Валеева и Александра Зиганшина «З/К», которая претендует на призы фестиваля в номинации «Короткометражный документальный фильм».

Руслан Валеев и Александр Зиганшин - выпускники Казанского института культуры, «З/К» - их дипломная работа. Название фильма произносится «зэ/ка», это сокращенный вариант слов «заграничная командировка»: именно такую отметку поставили в свое время на документах главной героини картины - Райханы Зиганшиной. Дипломированный врач, она прошла все необходимые собеседования и отправилась в 80-е годы прошлого века в Афганистан. То, что Райхана попала на войну, ей стало отчетливо понятно только в Кабуле.

На всем протяжении фильма «З/К» его главная героиня почти не пропадает из кадра: сидит в каком-то уютном пространстве перед камерой - красивая, ухоженная, очень обаятельная - и весьма откровенно рассказывает о своей жизни. Ее монолог невероятно интересен: это история женщины, которая, несмотря на обилие выпавших на ее долю несчастий: смерти друзей и собственного ребенка, болезней и психологических проблем, - не стала жертвой. И героем себя она тоже не чувствует. Она просто умеет справляться с этой жизнью, как мало кто.

Афганская война - ключевое событие в жизни Райханы. Она не любит ее вспоминать, а с теми, кто был с ней там рядом, до сих пор не хочет встречаться: слишком больно. В финале авторы фильма показывают Райхану на улице: хрупкая женщина в пуховике и нелепой шляпке, явно не видя, что ее снимают беспристрастной камерой, слушает «афганские» песни в исполнении уличных музыкантов. И не может сдержать слез. Следующие за этой эмоциональной сценой титры со статистическими данными (за период с 1979-го по 1989 год прошло военную службу 620 тысяч человек, общее число погибших - 15051 человек) выводят частную историю Райханы Зиганшиной на уровень глобальной человеческой трагедии.

В работе начинающих документалистов Руслана Валеева и Александра Зиганшина верности жанру документального кино намного больше, чем во многих других фильмах конкурсной программы КМФМК. Например, картина Мурада Ибрагимбекова «Мой Дагестан. Исповедь» - скорее, постановочный проект, а не фиксация реально проживаемой вместе с героями истории. Ибрагимбеков реконструировал в своем фильме исповедь Расула Гамзатова - по многочисленным интервью этого выдающегося поэта и его дневниковым записям. От имени Гамзатова эту исповедь произносит за кадром его друг - актер Василий Лановой. В кадре же мы видим самого поэта (архивные черно-белые съемки), волшебной красоты пейзажи Дагестана, прекрасных лошадей на природе и, конечно же, тех, кто с нескрываемым удовольствием делится своими личными воспоминаниями о встречах с Гамзатовым. Рассказчики, среди которых дочери поэта, а также узнаваемые поэт Евгений Евтушенко и артист Вахтанг Кикабидзе, произносят свои монологи в благоговейной тишине. Архивные кадры и «исповедальный» голос Гамзатова-Ланового сопровождает торжественная музыка для струнных, сочиненная одним из лучших современных композиторов Алексеем Айги.

Фильм Ибрагимбекова оставляет впечатление очень дорогого подарочного видеоальбома. Расул Гамзатов, при жизни обласканный властями и уважаемый простым народом, и в своей киношной, посмертной «исповеди» кажется невероятно благополучным и идеальным. Глянцевый, парадный портрет поэта ненадолго приобретает реальные черты благодаря воспоминаниям веселого Вахтанга Кикабидзе. Удивительно, что их не вырезали при монтаже: Кикабидзе рассказывает о манере Гамзатова угощать дорогого гостя якобы кофе, но наливать в кофейные чашечки дагестанский коньяк.

Если в работе Ибрагимбекова мгновенно считывается желание автора понравиться, то фильм одного из его конкурентов на КМФМК - «Я хочу быть королем» иранского режиссера Мехди Ганжи - поражает свободой героев: они ведут себя перед камерой так, будто ее нет.

Главный герой этой картины - глава простой иранской семьи Аббас, ему около сорока. Он неграмотный, но придумал бизнес: принимает в своем «простом иранском» доме туристов из Европы, угощает их национальной едой... У Аббаса есть мечта - стать родоначальником и королем огромного племени, которое изображало бы для состоятельных туристов племя кочевников. Ради этой мечты он готов жениться во второй раз, даже нашел себе подходящую женщину. Это ужасно обижает его детей и первую жену, которая во время одного из скандалов поэтично кричит Аббасу: «Сломанная рука может работать, сломанное сердце — никогда!»

Финал у картины Мехди Ганжи открытый: никто не знает наверняка, счастлив ли Аббас, все-таки женившийся во второй раз ради своей мечты стать королем...