Кирилл Разлогов: «Уважаю Михалкова за то, что он ради дочери пошел на такой самоубийственный шаг»

Айсылу КАДЫРОВА
Кирилл Разлогов: «Уважаю Михалкова за то, что он ради  дочери пошел на такой самоубийственный шаг»

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный директор Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов открыл в минувшие выходные в казанском кинотеатре «Мир» проект «Перфорация». В рамках этого проекта, который рассчитан на год, пройдут ежемесячные показы шедевров кино с пленочных, а не цифровых копий, а представлять картины будут приглашенные киноведы и критики.

Кирилл Разлогов представлял фильм Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» и ответил на многочисленные вопросы зрителей. Самые интересные фрагменты его ответов предлагаем вниманию читателей «Вечерней Казани».

ГОЛЛИВУД - ЭТО НЕ АМЕРИКАНСКОЕ КИНО

- Одна из моих главных идей, которую я пытаюсь продвигать, заключается в том, что Голливуд - это не американское кино. Почему-то считается: если картина англоязычная, если она сделана на большие деньги, значит, она обязательно голливудская. Не обязательно. «Банды Нью-Йорка» - американская картина, но не голливудская.

Голливудские фильмы сделаны по принципу монтажа аттракционов и заполонили весь мир. Американское кино ничего не заполонило, оно появляется на наших экранах в порядке исключения. Точно так же, как мы пытаемся противостоять Голливуду, пытается ему противостоять и американское независимое кино. Участники американского фестиваля независимого кино «Сандэнс», как многие наши режиссеры, мечтают оказаться в Голливуде. Но сегодня туда намного охотнее пускают выходцев из Гонконга, Японии и тех мусульманских стран, гражданам которых намерен приостановить выдачу виз президент Дональд Трамп своей своеобразной политикой.

ПРО «РАЙ» КОНЧАЛОВСКОГО

Когда Андрей Сергеевич Кончаловский пригласил меня на просмотр фильма «Рай» к себе на студию, там был очень мягкий диванчик. И я в середине фильма заснул. Потом он мне сказал: «Тебе придется посмотреть этот фильм еще раз». На что я ответил: «Да, наверное, придется». И перед тем как писать рецензию, я посмотрел фильм заново - уже в кинотеатре, за деньги. Мое мнение существенно не изменилось. «Рай» - это интеллектуальное философское кино, очень умозрительное, очень умное, внутри себя запутанное. Изысканно сделанное по сценарным и прочим ассоциациям.

Это высококлассное произведение сделало невозможное: «Рай» был признан лучшим фильмом Гильдией киноведов и кинокритиков России, которой я руковожу, и получил премию «Золотой орел». Это две организации, которые ненавидят друг друга: критики глубоко ненавидят «Золотого орла» как творение ненавистного им Михалкова, а Михалков терпеть не может премию Гильдии критиков «Белый слон», потому что она, как он считает, попадает вечно не тем. Фильму Кончаловского удалось (среди очень немногих фильмов!) оказаться лучшим и тут и там. Думаю, он должен оказаться лучшим и на премии «Ника», но дело в том, что Кончаловский президент этой премии. Может, ему станет неудобно и он попросит исключить из соревнования свою картину. А может, и не попросит. Кстати, может, получит и «Нику» тоже, и это будет вполне справедливо. Вы спрашиваете, почему «Рай» не попал в список пяти номинантов на премию «Оскар»? Потому что, повторю, слишком сложная картина, слишком европейская...

ПЛЕНКА НАДЕЖНЕЕ «ЦИФРЫ»

Оказывается, кинопленка долговечнее «цифры»: цифровая запись живет 15 - 25 лет, а пленка - 100 лет. Сегодня американская фирма Kodak работает над созданием кинопленки, которая могла бы жить еще дольше. У них уже есть два вида, которые они собираются продавать исключительно архивам: пленка одного вида рассчитана на сто лет абсолютно без потери качества, а вторая - на 500 лет. Но цена «500-летней» пленки столь высока, что ни одно государство не берет на себя такие расходы. Даже Россия, хотя у нас один из лучших архивов в мире с одной из лучших в мире коллекций. Но все равно уговорить первых лиц государства перенести денежные траты с пушек, танков, самолетов и бомб на сохранность кинопленки пока никому не удается. Я думаю, при моей жизни вряд ли удастся...

КАКОЕ КИНО НУЖНО СМОТРЕТЬ

Вы спрашиваете, какое кино смотреть молодым, чтобы у них сформировалось правильное мировоззрение? Я не верю, что кино формирует «правильное» мировоззрение. Я, скорее, посоветую молодому поколению смотреть хорошее разное кино - фильмы, которые развивают восприимчивость к искусству и разным жизненным реалиям, расширяют кругозор. Разные фильмы нужно смотреть, потому что разные фильмы дают разные "витамины для души".

Помню, в конце советского периода на экраны вышел индийский фильм «Танцор диско», и одна девочка написала в журнал «Советский экран», что она смотрела его 48 раз. Все мои коллеги над ней издевались: какая некультурная, какая необразованная девочка! А я задал тогда себе вопрос: что должно быть в фильме, чтобы человек смотрел его по своей воле за свои деньги 48 раз? Какие должны быть "витамины для души" в этом фильме, чтобы он достигал вот такого эффекта?..

КТО ГЕНИЙ?

Когда я был молодым киноведом, молодым режиссерам говорили: «Не дай вам бог сделать такую безобразную картину, как Леонид Гайдай. Это же позор!» Однако фильмы Гайдая продолжают жить - это явно гениальные произведения, кроме самых последних, которые не совсем удачные. Но их гениальность раскрылась не сразу - много позже. А вот те отечественные кинопремьеры, которые в 70-е годы прошлого века называли гениальными, - их сегодня никто не помнит, даже киноведы.

Эпохальные картины снимал Эльдар Рязанов. Но его совсем не знают за границей. Скорее, тут правильнее говорить о творческом тандеме - о Рязанове и его сценаристе Эмиле Брагинском. Когда они работали вдвоем, то делали гениальные картины. Когда Эльдар Александрович остался один, картины стали значительно хуже. Аналогичная история с тандемом Никиты Михалкова и Рустама Ибрагимбекова. Когда они работали вместе, у них получались картины на грани гениальности. А потом Никита Сергеевич поссорился с Ибрагимбековым - из-за того, что не согласился с тем, что в «Утомленных солнцем-2» героиня должна постареть на пять лет, а не на двадцать, как актриса (потому что картина делалась не через пять лет, а позже)... Но я очень уважаю Никиту Сергеевича за то, что он ради своей дочери пошел на такой «самоубийственный» шаг. Он перестал работать с Ибрагимбековым, и его картины стали менее совершенны.

ПОЧЕМУ ВСЕ ЗАВИДУЮТ ЗВЯГИНЦЕВУ

У кого из наших режиссеров есть мировая репутация? У Андрея Кончаловского. У Никиты Михалкова. У Александра Сокурова (у него есть и гражданское мужество, которого зачастую не хватает его коллегам). У недавно ушедшего от нас Алексея Германа. У Андрея Звягинцева. Причем Звягинцеву многие завидуют: он актер из Новосибирска, не получил специального режиссерского образования. Как он стал чуть ли не главным фестивальным режиссером отечественного кино? У него есть одно ценное качество: он доводит то, что делает, до совершенства. Он не останавливается на полпути. Обычно самые откровенные режиссеры говорят перед премьерой: «Фильм не смотри, приходи сразу на банкет!» Понимают, что они не сделали шедевр. А другие начинают объяснять: фильм не совсем получился, потому что не хватало денег и продюсер попался не тот... У Звягинцева этого нет. Пока он картину не доведет до совершенства, не «отполирует» так, как считает нужным, он ее не выпустит. И он работает с теми продюсерами, которые разрешают ему это делать...

Кроме режиссеров, которых я уже перечислил, советую вам смотреть еще и фильмы Шукшина. Хороший режиссер! Из молодых Юрий Быков мне нравится, его фильм «Дурак» - картина выдающаяся. Коля Лебедев, большой поклонник Хичкока, делает качественные картины...

ПРО «ОСКАР»

Мы говорим с вами накануне церемонии вручения премий «Оскар». И вопрос, который сегодня задают мне все: «Удастся ли фильму «Ла-Ла Ленд» побить рекорд «Титаника» и «Бен-Гура», которые выиграли по одиннадцать «Оскаров», получить двенадцать статуэток?» Я не знаю!

У нас считается, что если номинант не получил «Оскар» - это ужас, проигрыш, позор! Это совершенно не так. В Америке номинацию на «Оскар» вписывают в биографию, каждая номинация на «Оскар» увеличивает твой гонорар вдвое и втрое, ну а сам «Оскар» - в десять раз...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.