Кому нужны карточные игры на транспорте?

ВК
Кому нужны карточные игры на транспорте?

Сегодня в Казани начинает действовать система оплаты проезда в городском транспорте, при которой покупка билета за наличные обходится на два-три рубля дороже, чем проезд по электронной карте. Таким образом решено стимулировать переход на пластик. Но это нововведение далеко не всем по душе, и его противники намерены сегодня и завтра пикетировать мэрию. 

Чиновники утверждают, что новая система оплаты проезда обеспечит пассажирам экономию, перевозчикам - прозрачность в расчетах и контроль за водителями, а водителям - более спокойный ритм работы. Корреспондент "ВК" прикинула, сколько выгадает на замене наличных карточкой казанец, который на работу и с работы добирается автобусом без пересадок.

Итак, рабочих дней в месяце 23, это 46 поездок. Накинем 4 поездки в выходные, итого - 50. До 10 декабря при цене билета 15 руб. проезд обходился в 750 руб. в месяц, и эту сумму не нужно было выкладывать сразу. А карточку нужно купить, это 50 руб. Чтобы ездить за 15 руб., надо сразу оплатить 65 поездок - 975 руб. Неиспользованные 15 поездок "сгорят" в конце месяца, а общий убыток составит 275 руб. Если купить пять карточек на 10 поездок каждая ценой по 16 руб. или перейти на "электронный кошелек" - за месяц уйдет 800 руб. плюс 50 рублей за пластиковую карту и комиссия за пополнение счета. В общем, как колоду ни тасуй, плохая карта выпадает пассажирам. 

Водитель автобуса Михаил Ланг специально приехал в редакцию "ВК", чтобы объяснить, насколько нововведение невыгодно и ему с коллегами.

- Я сейчас работаю у частника, на маршруте 28а, до этого работал в муниципальном АТП, порядки везде примерно одинаковые, - говорит он. - Зарплата зависит от плана, план - от маршрута. На денежном, где пассажиров много, он может составлять 8 - 10 тысяч рублей, на невыгодном - 3 - 5 тысяч. Привез план - получишь зарплату в 20 - 25 тысяч, не привез - вычтут... При использовании транспортной карты за один щелчок валидатора в счет зарплаты мне начисляется рубль, за месяц набирается тысяч пять. Я совсем не рад видеть в салоне тех, кто расплачивается электронными картами: чем больше их в салоне, тем труднее сделать план. Основной доход идет от билетов, проданных за наличные, на них я покупаю солярку, плачу кондуктору 500 руб. в день. Потом сдаю план, а что сверх плана - мне остается.

На вопрос, откуда это остается, если пассажирам в обмен дают билеты, за которые надо, наверное, отчитываться, Михаил улыбнулся: "Я хоть весь рулон могу пассажирам отдать, главное - сдать план". План, по его словам, основная причина не только опасных гонок между водителями, но и не менее опасной их усталости: в погоне за деньгами они перерабатывают, спят по 3 - 5 часов в сутки...

Рассказывая на пресс-конференции о переходе на "карточную систему", замруководителя горисполкома Рустам Нигматуллин дал понять, что в изменении тарифов заинтересованы перевозчики, которые давно добиваются повышения платы за проезд. Но гендиректор ПАТП-7 Владимир Капитонов считает, что для осуществляющих пассажирские перевозки предприятий это не уступка, а медвежья услуга:

- Корень зла, конечно, не в электронных картах, а в том, что по закону нам должны возмещать выпадающие из-за перевозок льготников доходы. Когда-то мы за них с минфином судились, но проиграли, потому что не смогли доказать, сколько льготников перевозим. Благодаря карточкам льготники теперь сосчитаны, но мы за каждого все равно недополучаем из бюджета 7 рублей: при стоимости проезда в 15 нам возмещают только 8. Каждый автобус перевозит в день 250 - 300 льготников, а предприятие на нем теряет 2 - 2,5 тысячи рублей. А еще 5 процентов от полной стоимости билета независимо от того, льготный он или обычный, мы за один щелчок валидатора платим ОАО "Транспортная карта". Так что не только пассажиры содержат эту фирму, но и мы - мы ее, кстати, и создали на свои деньги, правда, вначале это было МУП, но быстро акционировалось...

Капитонов утверждает, что и без поголовного перевода на карточки расчеты предприятия с водителями были прозрачными. Мол, билеты все сосчитаны и переписаны, цена солярки известна. Разница в том, что теперь у пассажиров и водителей появится общий интерес - надувать автопредприятия. Одни будут платить 15 рублей и не требовать билетов, другие - класть выручку в карман. А водители, которые не сумеют таким способом компенсировать потери в зарплате, уволятся с работы.

- Мы пока даже еще не знаем, как будем начислять зарплату водителям, вот поработаем, посмотрим на результаты, а потом решим, - подытожил он. - И я не удивлюсь, если через месяц-другой вновь встанет вопрос о повышении тарифов, либо автобусы встанут из-за отсутствия водителей.

...Вчера прошло совместное заседание кабмина и коллегии МВД РТ, где обсуждались меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Пассажиры и водители городского транспорта судят о таких заседаниях понаслышке и не сильно ими интересуются, хотя речь на них идет об их безопасности. А руководители транспортных предприятий по должности обязаны на них присутствовать. Так вот, по мнению Владимира Капитонова, на совещаниях мало кто вспоминает об истинных причинах аварий на общественном транспорте:

- Нам не компенсируют расходы на льготников, а водитель не получает нормальной зарплаты, значит, он будет перерабатывать и рисковать пассажирами. Мы платим налоги, рассчитывая на уборку улиц от снега, а автобусы не могут по обледенелым дорогам въехать в гору в Ометьево, буксуют на Вишневского. И водители, потеряв время в пробках, вынуждены нагонять график... Никто не вспоминает, что мы оснастили за свой счет городские автобусы ненужными нам дорогими системами слежения, а безопасности это не прибавило. Вот теперь еще одно новшество, и тоже под девизом безопасности - повальное навязывание электронных карт. Нам это не нужно, но чиновники решили таким образом за счет граждан поправить денежные дела в государстве, причем в глазах пассажиров виноваты будем снова мы, перевозчики.