Ковтун еще не решил, как убить Кармен

Айсылу КАДЫРОВА
Ковтун еще не решил, как убить Кармен

Георгий Ковтун, постановщик самых зрелищных балетов в репертуаре театра им. Мусы Джалиля - "Сказание о Йусуфе", "Пер Гюнт" и "Спартак", ставит сейчас в Казани... оперу. Это "Кармен" Бизе, которую публике покажут 30 января.

Репетиции спектакля проходят ежедневно с 11 утра до 9 вечера. За час до начала одной из них маэстро Ковтун дал интервью "ВК".

- Георгий Анатольевич, это ваша первая работа с артистами оперы?

- Нет. В Казани, например, я ставил танцы для оперных спектаклей "Крик кукушки", "Летучий голландец" и "Аида". В казанском балете "Спартак" задействовал артистов хора... Что касается авторских оперных постановок, то в Одесском театре музыкальной комедии я режиссировал рок-оперу "Ромео и Джульетта"... Оперу Бизе "Кармен" ставлю сейчас впервые.

- Это будет традиционный - классический спектакль, действие которого, как и задумал Бизе, происходит в Испании в 1830 году?

- От дирекции театра имени Джалиля я получил заказ на постановку "Кармен" в классическом ключе - без обилия экспериментальных наворотов, которые всем надоели. Но у меня не бывает традиционных спектаклей, никогда. Я делаю две версии: грандиозную - для проката в Казани, облегченную и сокращенную - для проката спектакля на гастролях за рубежом. Обе будут поставлены согласно либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви, которое они написали по мотивам новеллы "Кармен" Проспера Мериме. Но я позволил себе приблизить действие к новелле, чтобы сюжет оперы был понятнее простому зрителю.

- А как начнется спектакль? Как в новелле - в Кордове, где любознательный ученый едет на поиски древней Мунды? Или как в либретто оперы - в Севилье возле сигаретной фабрики?

- Начало я придумал сам. Публика войдет в зал и увидит на месте сцены огромный павильон, где снимается кино. Павильон по эскизам Анны и Анатолия Нежных уже построили. А снимать там будут оперу "Кармен", которая начинается со сцены у сигаретной фабрики. То есть моя постановка - это такой театр в театре: зрители будут наблюдать не только за сюжетом "Кармен", но и за тем, как на спектакле работает съемочная группа. Смена декораций, работа машинистов сцены, суфлера, гримеров, бутафоров - все так называемое закулисье будет на глазах у публики. Как реализуется моя задумка, не знаю. Очень может быть, что в последний момент я откажусь от этой идеи и придумаю что-нибудь другое.

- Демонстрация съемочного процесса - наверняка не единственная ваша режиссерская находка?

- Нет. Спектакль будет предельно массовым: кроме солистов и хора театра в "Кармен" я задействовал балетную труппу и детский хор. И абсолютно все находящиеся на сцене будут двигаться: бегать, прыгать, танцевать, ходить по рукам партнеров, забираться на возвышения... Я ставлю зрелище, которое интересно смотреть в наш век - в век скоростей. В каком-то смысле оно будет еще и образовательным. Например, зрители увидят тренировочные бои в школе тореадоров, где тореро учатся вести поединок не с живыми быками, а с движущимися макетами быков. Будет в спектакле и мистика: в сцене гадания на картах карты "оживут"...

- А Кармен в вашем спектакле погибнет?

- Да. Но я еще не решил, как ее убить. Скорее всего, она погибнет не от удара ножом, который нанесет ей Хозе. Я хочу, чтобы он задушил Кармен. Шалью. Шаль в моем спектакле лейтмотивом проходит через все действие.

- Как шарф в балете "Баядерка"?

- Да, но шаль в моей "Кармен" будет значимее шарфа в "Баядерке".

- Так как наш разговор невольно коснулся балета, не могу не спросить: что легче ставить - балет или оперу?

- Оперу, конечно. В балете нужно придумывать движения, которые понятны без слов. А в опере уже есть слова, движения должны только иллюстрировать их.

- Георгий Анатольевич, сегодня вас можно считать востребованным постановщиком?

- Судите сами. В декабре я выпустил три премьеры: поставил мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" в Одессе, концерт-балет Пуленка "Утренняя серенада" в Петербургской капелле, новогоднюю сказку "Морозко" для городской елки в Питере. А еще был чемпионат России по фигурному катанию, где воспитанники тренера Алексея Мишина завоевали "серебро" и "бронзу". Я уже давно работаю хореографом в команде Мишина... Сейчас вот ставлю "Кармен" в Казани. Потом у меня постановка "Князя Игоря" в московской "Новой опере", "Девушки и смерти" в Одессе...

- Заявок на новую постановку от Казанского балета еще не поступало?

- Поступила совершенно грандиозная заявка. Специально к ХХVII Всемирной летней Универсиаде, которая пройдет в Казани в 2013 году, я буду ставить балет "Золотая Орда".

- А отпуск у вас бывает?

- Каждый год я езжу в Америку и смотрю спектакли лучшего в мире цирка "Дю Солей". Это для меня лучший отдых, потому что феерические постановки "Дю Солей" всегда вдохновляют меня на творчество. В марте, наверное, полечу в Америку...