Крепче за баранку держись, шофер!.. На дороги Татарстана выйдут автомобили-беспилотники

Дарья СУББОТИНА
Фото automobili.ru

На три месяца раньше запланированного решило правительство России выпустить на улицы Москвы и Татарстана автомобили-беспилотники. Эксперимент стартует 1 декабря. Машины будущего со знаками «А» («Автономное вождение») будут ездить по дорогам наряду с обычными авто под управлением водителей. Автомобилисты Татарстана предстоящим соседством с беспилотниками несколько напуганы: мол, и так на дорогах бардак. 

Изначально эксперимент по тестированию беспилотников планировалось начать в марте 2019 года, но в минувший понедельник премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому тестирование начнется уже 1 декабря 2018 года и продлится до 1 марта 2022-го. За это время предстоит выяснить, насколько возможно использовать беспилотники на дорогах общего пользования, разработать технические регламенты, подготовить изменения в законодательную базу - в частности, Правила дорожного движения. 

Напомним, что автомобиль-беспилотник управляется с помощью  программно-аппаратного комплекса. Многочисленные датчики (камеры, радары, лидары, сенсоры на базе ГЛОНАСС/GPS, которые стоят по периметру авто) собирают информацию об окружающей обстановке, программное обеспечение обрабатывает данные с датчиков и определяет, как именно должна двигаться машина.  

Жителей Татарстана новость про старт эксперимента с беспилотниками скорее напугала, чем обрадовала. 

«У нас на дорогах и так ощущение возникает, что это тестирование и не прекращалось... Треть авто ездит, как будто там нет водителя»; «Мало аварий со смертельным исходом? Добавится! Потом все спишут на водителей»; «В случае нарушения ПДД или аварии кого будут наказывать?»; «Еще больше людей без работы оставят», - высказывают горожане опасения в соцсетях.

Впрочем, паниковать пока рано. Как пояснили «Вечерней Казани» в Минпромторге РФ, 1 декабря машины-беспилотники на улицах еще не появятся, с этого числа начнут лишь принимать заявки на участие в эксперименте от собственников инновационных авто.

- К эксперименту допускаются машины с беспилотной системой управления, неважно, с завода они такие вышли или были модифицированы владельцами. Главное, чтобы были оформлены все документы, - пояснили «ВК» в пресс-службе Минпромторга РФ. -  Собственники авто (кроме автопроизводителей это чаще всего компании StarLine, «Яндекс», Uber) подают заявки, испытательная лаборатория, которой назначен Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», оценивает машину на предмет безопасности в течение 45 дней, тестирует ее на испытательном полигоне, и только после этого машину выпускают в город. Сколько будет таких машин, пока не ясно, все зависит от количества поданных заявок.

В ведомстве уверены, что беспилотники под управлением автоматической системы, которая не нарушает правила, не устает, не надеется на «авось проскочу», существенно повысят безопасность перевозок - как грузовых, так и пассажирских.

Один из разработчиков беспилотных авто – «Яндекс» - уже подтвердил свое участие в эксперименте.

- Мы будем принимать участие в тестировании. Мы не раз говорили о необходимости подобного эксперимента и рады, что инициативу приняли, - сказали «ВК» в пресс-службе «Яндекса».

Задумалась об участии в проекте и компания Cognitive Technologies, разрабатывающая беспилотные системы.

- Мы рассматриваем возможность участия в тестировании. Но считаем, что условия нужно доработать. В постановлении не достаточно прописаны требования для допуска машин, все довольно поверхностно, технические нюансы не проработаны. Например, по документу собственник авто должен непрерывно записывать и хранить 10 лет данные со всех датчиков, но это же просто огромный объем данных! Для его хранения нужна еще одна система, которая значительно повысит стоимость комплекса и станет головной болью для разработчиков, - считает руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин.

Надеяться на одну только автоматику во время эксперимента с беспилотниками на дорогах Татарстана и Москвы не будут: в машине постоянно будет находиться водитель, который в случае сбоя системы переведет ее на ручное управление. Также в постановлении правительства отмечено, что во время тестирования не предусматривается «перевозка пассажиров на возмездной основе», то есть использовать беспилотники как такси запрещено. А вот возить людей бесплатно можно, предупредив, что машина на автономном управлении.

К водителям, которые будут участвовать в эксперименте, предъявляется ряд требований. Он должен иметь стаж вождения более трех лет, не быть замеченным в серьезных нарушениях ПДД. За возможные ДТП с участием беспилотника будет отвечать собственник машины. 

Тем временем в УГИБДД по РТ сообщили, что в Татарстане эксперимент начнется с выезда беспилотных грузовиков «КамАЗ» на трассы. Если все пройдет хорошо, беспилотники пустят на улицы городов.