«Крутушка-2017»: сначала лекции — потом пляски

Татьяна ЯНЬКОВА
«Крутушка-2017»: сначала лекции — потом пляски

Чем отличается пушок от хохла и где искать на крестьянском сарафане лягушку: с лекций по истории народного костюма - русского, татарского, чувашского и удмуртского - открылся сегодня под Казанью IX этнический фестиваль «Крутушка». В субботу и воскресенье гостей фестиваля ждут мастер-классы и выступления российских и зарубежных музыкальных коллективов.

«А «Крутушечка» будет в этом году? Очень уж полюбился мне этот добрый фестиваль. Если нет «Крутушки», значит, лето прошло зря», - еще в начале лета написал в группу фестиваля в соцсети один из его преданных поклонников. И ведь трудно с ним не согласиться: вот уже несколько лет «Крутушка» является, пожалуй, самой яркой приметой плавно переходящего в сентябрь августа - традиционно мероприятие проводится в последние выходные последнего месяца лета.

Кстати, вопрос о том, состоится ли «Крутушка» в 2017 году, можно считать закономерным: год назад это этномузыкальное событие, которое всегда длилось три дня, вдруг ужалось до одного, что вызвало массу вопросов у гостей и участников фестиваля. В этом году «Крутушке» исполняется девять лет и ее формат в преддверии грядущего юбилея восстановился: она снова стала трехдневной.

«Крутушка», словно живой организм, постоянно эволюционирует, подчиняясь переменчивым внешним обстоятельствам, но неизменным остается сам ее дух, где плотно сплетаются история и современность и где у женщины в сарафане и кичке из сумки доносится пиликанье мобильного телефона, а у мужчины в лаптях и посконной рубахе из-под рукава выглядывает фитнес-браслет.


Первый день объявлен бесплатным для посещения, но музыкальные выступления не были запланированы, в то время как раньше все фестивальные дни на большой сцене пели и плясали фольклорные ансамбли и этногруппы, исполняющие народную музыку в современной обработке. Сегодня на «Крутушке» царила умиротворяющая тишина, лишь иногда на ярмарке мастеров давали случайные концерты, когда продавцы демонстрировали возможности своих бубнов, дудок, балалаек и волынок.


Впрочем, оказалось некогда петь и плясать-то: в одном из корпусов «Байтика» практически весь день шла научно-практическая конференция, посвященная истории народного костюма. Прослушав несколько выступлений, корреспондент «Вечерней Казани» узнала, что русские крестьянки украшали свои парадные головные уборы пушками - шариками из гусиного пуха - или хохлами - пышными помпонами. А самым богатым из всех головных уборов была сорока. Что передники служили бабам не только для того, чтобы защищать одежду во время работы по дому, - их должны были носить девочки с начала полового созревания. Что традиционные сарафаны были шириной не менее трех метров, а наши прапрапрабабушки надевали по две рубахи, по две юбки, да еще и полотенце на себя наматывали, чтобы казаться красивее, то есть пышнее. Ибо худая крестьянка не котировалась как мать и жена.


- В реальности же эти женщины были такие маленькие и худенькие, что мало кто из наших современниц может обвязать вокруг талии передник, который хранится в наших фондах, - рассказала научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Елена Мадлевская.

И вообще, как оказалось, сарафан - слово не русское, а персидское и изначально обозначало мужскую длинную одежду. Лямки сарафана назывались мышками, а выступ на спинке, куда их пришивали, лягушкой... Правда, вникнуть во все эти тонкости, пусть и совершенно бесплатно, оказалось не так уж много желающих. Что в какой-то мере понятно: ведь так не хочется тратить драгоценные минуты машущего ладошкой лета на лекции, пусть даже настолько интересные.


Завтра и послезавтра «Крутушка» снова станет такой, какой ее все любят и знают: шумной, поющей, танцующей и радостно галдящей от заката до рассвета. В программе фестиваля значатся выступления нескольких десятков музыкальных коллективов, в числе которых венгерская группа Bognar Szilvia es az EtNoe, удачно сочетающая музыкальный фольклор с плотным современным звучанием, и бурятская певица Намгар, которая пронзит тишину высокогорских лесов своим необыкновенным переливающимся голосом. Приедут на «Крутушку» и пензенские «Странники», и уфимские «аргымаки», будет и новый проект московского музыканта Сергея Старостина «Зубцы» и нижегородская «Жар-птица».

А на запланированных в предстоящие фестивальные дни многочисленных мастер-классах желающих научат ковать гвозди, играть на балалайке, петь застольные песни, делать натуральное мыло... Правда, за деньги.

Фото Олега КОСОВА.