КВЗ готов производить вертолеты для ВВС США

Валентина ПАХОМОВА
КВЗ готов производить вертолеты для ВВС США

ОАО "Казанский вертолетный завод" нынче планирует построить 94 вертолета разных модификаций. Но если на предприятии будет размещен заказ ВВС США, то объем производства может вырасти. Контракт на поставку 21 нового военно-транспортного вертолета "Ми-17В5" был заключен командованием сухопутных войск Вооруженных сил США и ФГУП "Рособоронэкспорт" в конце мая. По неофициальным данным, речь идет о 375 миллионах долларов.

Подобной сделки в России еще не было. Однако неизвестно, на каком заводе будет выполняться американский заказ. Вот и на годовом собрании акционеров КВЗ, состоявшемся в пятницу, генеральный директор завода Вадим Лигай ни слова не сказал об американском заказе. После отчетного доклада он уехал на встречу с президентом Дмитрием Медведевым. Между тем в СМИ уже появилась информация, что "Ми-17В5" - исключительно казанская продукция, но пресс-служба Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, распространившая новость об американском заказе, исполнителя пока не называет.

В пресс-релизе говорится лишь о том, что согласно контракту вертолеты российского производства поступят на вооружение ВВС Афганистана и расширят существующий в этой стране парк вертолетов "Ми-17". В нем также сообщается, что "деятельность по приобретению вертолетной техники является частью более широкой операции США и Международных сил содействия безопасности, направленной на обеспечение наращивания возможностей и потенциала Афганских национальных сил безопасности". Помнится, в восьмидесятые годы СССР поставлял Афганистану такого же типа вертолеты, а моджахеды сбивали их американскими. Но времена меняются... Теперь Россия и США в Афганистане оказались по одну сторону баррикад.

Кстати, контракт предусматривает поставки не только летательных аппаратов и запасных частей, но и средств наземного обслуживания, а также услуги по материально-техническому обеспечению. Экспорт первой партии вертолетов намечен на октябрь, передача остальных партий будет осуществляться в течение 2012 года.
Так готов ли Казанский вертолетный завод выполнить американский заказ и чем приглянулись "Ми-17В5" ВВС США, пыталась выяснить корреспондент "ВК" у заместителя генерального директора КВЗ по внешнеэкономическим связям Валерия Пашко.

- Без комментариев! Такие же вертолеты выпускают в Улан-Удэ. Нам многое еще неизвестно, а не только где будет размещен заказ. Контракт межправительственный, очень ответственный, - заявил заместитель гендиректора и посоветовал обращаться в Рособоронэкспорт.

Не выдал военной тайны и председатель совета директоров ОАО "Казанский вертолетный завод" Александр Лаврентьев:

- Другая сторона, то есть командование сухопутных войск Вооруженных сил США, хотела, чтобы сделка была закрытой. А некоторые СМИ уже сообщают, что американские летчики гуляют по Казани.

Что касается сделки, то она, по его словам, очень выгодна для нашей страны и, в частности, для производителей. Александр Лаврентьев рассказал о преимуществах казанского вертолета "Ми-17В5", сравнив его с зарубежными аналогами. Этот вертолет, разработанный ОАО "Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля", дескать, уникальный, с высокими летно-техническими качествами:

- Его можно использовать как десантно-транспортный, военно-транспортный, грузовой. У этого вертолета мощные двигатели, он энерговооружен, а огромная кабина позволяет перевозить значительно больше десантников, чем зарубежные машины. Раньше кабина была предназначена для перевозки 24 человек, а сегодня есть вариант для 36 человек. Подобного вертолета нет в мире, до пяти тонн груза может перевозить. Машина работает на больших высотах и в любых климатических условиях - в жару и в холод. По сравнению с зарубежными вертолетами она дешевле, несмотря на то что функций у "Ми-17В5" больше. К тому же у афганских летчиков есть опыт управления этими вертолетами и наземного обслуживания.
По мнению председателя совета директоров КВЗ, стоимость сделки может корректироваться в сторону повышения. Это как на рынке: продавец всегда хочет продать подороже.

- Как-то с представителями Китая, который закупает у нас вертолеты, очень долго договаривались о стоимости контракта, - вспоминает Лаврентьев. - И вот в два часа ночи уставшие китайцы дипломатично попросили нас назвать искренние цены.

Фото sdelanounas.ru