Ларечные войны в Казани: «Союзпечать» проиграла исполкому

Наталья СУХОРУКОВА
Ларечные войны в Казани: «Союзпечать» проиграла исполкому

В удовлетворении иска отказать – такое решение вынес сегодня Арбитражный суд РТ в отношении одного из последних оплотов прессы - ООО «Союзпечать», пытавшегося сохранить свои киоски в Казани на последующие 5 лет. Интересам «Союзпечати» в суде противостоял казанский исполком, без согласования с которым вышеуказанные киоски не получат право на дальнейшее существование.

Речь в суде шла о девяти киосках «Союзпечати» шаговой доступности, реализующих главным образом газетно-журнальную продукцию, в так называемых спальных районах города (то есть там, где торговые павильончики власти «истребили» еще не до конца). Как следует из материалов дела, камнем арбитражного преткновения стали следующие адреса казанских локаций сети: ул. Юлиуса Фучика, вблизи домов №105а и №34, ул. Хусаина Мавлютова, вблизи дома №9, два киоска по ул. Советской, 22, парочка на ул. Маршала Чуйкова, рядом с домами №39 и №93, и две «союзпечати» на Клары Цеткин, около домов №16 и №31. Да, именно адреса – места размещения киосков, а не сами конструкции, с помощью которых их оператор ведет свой нехитрый мелкорозничный бизнес.

Продавались бы себе газеты-журналы и дальше – благо не водка и не лекарства и договоры аренды земли под киосками с исполкомом имеются, причем часть - сроком до конца 2016 года. Да вот незадача: по словам представителя истца («Союзпечати») Руслана Иксанова, вышеуказанные девять мест дислокации действующих (!) киосков исполком не включил в новую схему размещения нестационарных объектов розничной торговли Казани на 2016 - 2020 гг. О чем письменно уведомил компанию. В качестве обоснования отказа «город» указал, что, мол, соответствующие нормативы снижены в связи с достаточной обеспеченностью населения стационарными объектами торговли. Почему имеет место сравнение со стационарными, если речь о нестационарных объектах, какие именно нормативы и кем снижены – об этом «Союзпечати» не терпелось узнать, - осталось за кадром, точнее, за листом.

Последовавший запрос «Союзпечати», не пожелавшей смириться с сим фактом, - о причине исключения адресов их киосков из новой схемы, какие в таком случае адреса в нее вошли и где вообще с новой схемой можно ознакомиться - был, по словам Иксанова, оставлен исполкомом без ответа. В связи с этим компания сочла свои интересы ущемленными и решила их защитить в судебном порядке.

Запрос был недавний, декабрьский, подтвердил суду представитель ответчика, а потому, мол, у ведомства есть законное право отписаться в месячный срок (т.е. оттянуть ответ до января 2016 года, - «ВК»). Юрист, представлявший исполком, даже предложил было ответить на все вопросы устно, в ходе заседания, но судья инициативу не поддержал. Однако позиция ответчика была гениально проста. Признавшись, что новой схемы размещения нестационарной розницы в Казани на 2016 - 2020 гг. как документа пока не существует («есть проект, он дорабатывается, на стадии утверждения»), а «старая» схема (2011 - 2015 гг.) по-прежнему действует, юрист исполкома ничтоже сумняшеся спросил уважаемый суд: «Так в чем же наше нарушение закона?».

Его оппонент аргументировал, что соответствующая схема должна была быть принята еще в первом квартале 2015 года – что черным по белому прописано в решении Казгордумы от 25 декабря 2014 года. Однако все ж не нарушение сроков исполнения исполнительной властью собственного решения было в основе данного разбирательства, а потому было принято судом как факт. Нет новой схемы – нет и проблемы.

Более того, как подчеркнул представитель муниципальной власти, даже если спорные адреса будут-таки включены в новую дислокацию, земельные участки разыграют на аукционе («с целью защиты конкуренции»), а прежние арендаторы ввиду недавних поправок в земельное законодательство (ст. 39.8 ч. 15 Земельного кодекса РФ, – «ВК») приоритетного права отныне не имеют.

Таким образом, над киосками «Союзпечати», по которым сроки договоров аренды земли истекли в конце 2015-го, а продлевать их арендодатель не стал, нависла реальная угроза ликвидации. Так и видится картина: компания сама снесла свои павильоны как нелегитимные, а затем, обнаружив, что эти места попали-таки в новую схему, выиграла аукцион и отстроила ларьки заново. Ну да, плюс-минус рубль, коммерсанты же, еще заработают. Или еще вариант, который, по словам Руслана Иксанова, в представляемой им «Союзпечати» считают вполне реальным: адрес их киоска не попадет в новую схему размещения, зато там, совсем рядом, вдруг обнаружится другой участок (по тому же адресу), который удивительным образом займут иные, более удачливые дельцы.