Ленинский мост: теплотрасса завела стройку в тупик

Инна СЕРОВА
Фото Александра Герасимова

В понедельник на аппаратном совещании мэр Казани сообщил, что в проекте теплотрассы, прокладываемой на Ленинской дамбе в рамках строительства нового моста и развязки, допущена серьезная ошибка. Дескать, если проложить тепловод в соответствии с проектом, то центр города во время паводка рискует остаться без тепла. Подрядчик, уже выполнивший часть работ, естественно, заартачился. А Ильсур Метшин дал понять, что не отступит, и потребовал, чтобы руководство Казанской теплосетевой компании (КТК) доложило о ситуации президенту республики и председателю правительства.

Мэр исходил из заключения тепловиков: "Трасса эта на метр ниже той отметки, которая необходима. Сейчас есть еще возможность это все устранить... Специалисты считают, что это проектная ошибка и ее надо исправить". Наличие возможности быстро исправить ошибку подтвердил участвовавший в совещании первый заместитель гендиректора КТК Асхат Шаханов: "Теплотрассу нельзя так эксплуатировать. Есть исправленный проект, и он уже согласован".

На совещании было заметно, что Ильсура Метшина раздражает позиция подрядчика, категорически несогласного переключиться на исправленный проект: "Сейчас ПСО всех уговаривает, что теплотрассу поднимать не нужно... Желание ПСО сэкономить понятно, однако это не должно выглядеть таким образом...
 Экономить надо, но не на надежности работы теплоснабжающей организации".

У гендиректора ПСО "Казань" Равиля Зиганшина своя правда. Он пояснил вчера по телефону корреспонденту "ВК": "Нам говорят, что эти работы оплатят, но есть лимит объекта! Эти работы выполнены, источник средств один, так что второй раз мне затраты уже никто не компенсирует. И вовсе мы не экономим - у нас уже множество таких неожиданных затрат возникало... А никакого нового проекта вообще нет! Зато тот проект, по которому работаем мы, в свое время согласовали и УКС, и КТК".

Равиль Зиганшин не видит проблемы в том, что труба останется на установленной первоначальным проектом отметке: "Под мостом труба проходит выше отметок воды и затапливаться даже в паводок не будет, а первоначально принятые по проекту отметки лотка теплотрассы на дамбе никакими серьезными последствиями не грозят". Дескать, на то и теплоизоляция труб делается, чтобы избежать лишних теплопотерь, а при подтоплении теплотрассы грунтовыми водами в теле дамбы опасность грозит лишь датчикам, которые показывают целостность труб и по правилам должны устанавливаться на новых тепловодах. Эти датчики в воде действительно быстро выходят из строя.

- Но в Казани почти везде высокий уровень грунтовых вод, - заявил Зиганшин. - И датчики выходят из строя везде, почему здесь из этого надо делать проблему? В наших условиях эти датчики вообще нет особого смысла устанавливать.

Тогда в чем же состоит ошибка проектировщиков, о которой мэр говорил на деловом понедельнике, и кто и почему утвердил этот ошибочный проект? На просьбу корреспондента "ВК" предоставить дополнительную информацию из первых уст руководитель пресс-службы горисполкома Сергей Лобов ответил, что мэр уже все сказал на совещании, а от себя уточнил: во-первых, окажись тепловод под мостом во время паводка в холодной воде, неминуемы огромные теплопотери, а во-вторых, если на этом участке теплотрассы в момент подтопления трубы случится авария, то как вести ремонт? За подробностями Лобов переадресовал корреспондента "ВК" к руководству КТК.

- Под старым мостом теплотрасса раньше проходила на отметке 55,5 - 56 метров, - пояснил по телефону первый зам гендиректора КТК Асхат Шаханов. - А сейчас ее занизили до 53 метров, то есть фактически до уровня подтопления. В этом году вода весной поднималась до 53,5 метра, и такие максимальные уровни наблюдаются последние пять лет. По согласованному проекту теплотрасса должна проходить под мостом на отметке 54,4 метра - ниже нельзя. Потому что коммуникации должны быть ремонтопригодными, так СНиП требует. Работы уже приостановлены. Переделать теплопровод сейчас будет несложно, а обойдется, по нашим прикидкам, в 1,8 - 2 млн рублей. И надо это сейчас делать, пока затраты незначительные - потом будет сложнее и дороже.

Асхат Шаханов отверг претензии Равиля Зиганшина по поводу того, что проект теплотрассы с низкой отметкой был ранее согласован. Он сказал, что по инициативе городских властей проектирование и строительство новой дамбы были разделены на несколько этапов. Целиком согласованного проекта, утверждает он, до сих пор просто не было.

На вопрос корреспондента "ВК", что же это за практика такая, когда ни проектировщики, ни контролирующие органы изначально целиком объект не видят и практически по Райкину кроят и шьют рукава, не зная, какой у пиджака будет пройма, заместитель гендиректора КТК только вздохнул. Мол, такое уж у нас наследие осталось от переходного периода - от социализма к капитализму, то ли дело в советское время было - тогда подобные штучки не допускались в принципе.
Остается добавить, что остановка работ на теплотрассе может привести к неприятным последствиям для казанцев.

- Пуск тепла обеспечить сможем, но нормальный режим... - недоговорил председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин, выступая по этому поводу на деловом понедельнике.

Но чем бы ни закончились бодания городских властей и подрядчика на новом Ленинском мосту по поводу отметки теплотрассы, открыть движение по первой его очереди и Ильсур Метшин, и Равиль Зиганшин обещают в конце сентября. Гендиректор ПСО подтвердил вчера это корреспонденту "ВК", правда, не назвав конкретной даты, дескать, на нее еще могут повлиять незначительные отставания и накладки. А еще Равиль Зиганшин сообщил, что почти готов к сдаче и съезд с Ленинской дамбы на улицу Набережную - в направлении Кировской дамбы: "Возможно, мы и его откроем, но пока решение не принято, поскольку там идет подвоз материалов, - будем смотреть, не помешает ли это стройке".

И так ПСО получает практически все значимые контракты, тут еще экономит на безопасности. Интересно, какая у подрядчика правда, если речь идет не о сомнениях, а о прямых угрозах? Хотя бы для самосохранения руководитель ПСО вспомнил бы про печально известный мост на Дальнем Востоке, не берем уж в расчет (с его точки зрения) безопасность жителей Казани. Если ему больше контрактов давать не будут сразу же побежит жаловаться, но мэру респект, не испугался. 

Да при чем тут ПСО ? С больной головы привычно валят вот и все.
ПСД ему заказчик выдал, госэкспертиза утвердила. Внутри заказчика-города до фига народу за это ответственного все посогласовывала. Кто конкретно в мэрии занизил отметку? Назовите фамилию и выгоните к чертям собачьим.
А то заказали туннель , а теперь " ой, мы ошиблись, нам мост нужен был!" и типа начинают прогибать подрядчика. У них видимо просто это уже нормой стало, просто ПСО прогнуть проблематичнее, вот вопрос на поверхность и вынесло

"Кто конкретно в мэрии занизил отметку? Назовите фамилию и выгоните к чертям собачьим." - полностью согласен!

Альберт пишет:
 мэру респект, не испугался. 
Действительно, мужик !