Лифты в казанских переходах стоят, а деньги на них идут

Юлия ШАМСУТДИНОВА
Лифты в казанских переходах стоят, а деньги на них идут

Почти пять лет ждут казанцы, когда же наконец начнут работать лифты надземных пешеходных переходов, преодолеть которые на своих двоих затруднительно не только пенсионерам, но даже молодым и здоровым людям. Однако подъемники в переходах стоят. При этом деньги на их обслуживание выделяются регулярно - с 2013 года на лифты потратили почти 13,5 млн рублей.

По информации исполкома Казани, на сегодняшний день в городе имеется 50 подъемных платформ, расположенных как в надземных, так и в подземных пешеходных переходах. Большинство лифтов появились благодаря Универсиаде 2013 года и федеральной программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». Цель изначально была благородная: подъемники должны были помочь маломобильным категориям граждан и всем желающим перебраться на другую сторону дороги с максимальным комфортом. Однако за четыре с лишним года многие лифты так ни разу и не сдвинулись с места, а старики и мамы с колясками считают ступеньки переходов и клянут власти.


Вчера корреспонденты «Вечерней Казани» опробовали лифты переходов в разных районах города — на остановках «Тектоник» и «Лаврентьева», у агропромпарка, рядом с ТЦ «Мега», на Горьковском шоссе, на перекрестке Чистопольской с Амирхана — и не смогли воспользоваться ни одним из них. При этом лифты выглядели скорее живыми, чем мертвыми: внутри кабин, разрисованных неприличными рисунками и исписанных нецензурными надписями, горит свет, кнопки вызова мигают зелеными огоньками, когда на них нажимаешь, а покрытые трещинами двери гостеприимно открываются. Но, как оказалось, таким образом лифты жестоко обманывают тех, кто в них нуждается: поднимать страждущих они наотрез отказываются.

61-летняя Маргарита Дорош уже четыре года с надеждой жмет на кнопку подъемника надземного перехода на остановке «Тектоник». Проблемы с сердцем и давление дают о себе знать каждый раз, когда пенсионерка штурмует лестницу перехода.


- С каждым разом все сложнее преодолевать эти бесчисленные ступеньки, - вздыхает женщина. - Зачем тогда вообще было устанавливать лифты? Для красоты, что ли?

Обманутыми чувствуют себя и те, кому все же удалось воспользоваться чудо-механизмом: летом 2016-го жители микрорайона Танкодром попросили власти починить столь необходимые им подъемники в переходах на улицах Комарова и Карбышева, но вместо ремонта лифты... демонтировали. Замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Алексей Фролов объяснил, что избавиться от поломанных механизмов гораздо дешевле, чем их чинить.


- Погонять бы чиновников самих по этому переходу с колясками и тяжелыми сумками, может, поняли бы нас тогда, - возмущается Алсу Шакирова, взбираясь на лестницу перехода на Карбышева с коляской, в которой сидит ее первый ребенок, будучи беременной вторым.

Впрочем, проблему не везде решили кардинально. Несмотря на то, что большинство лифтов в переходах с 2013 года находятся в нерабочем состоянии, тендеры на их техническое обслуживание появляются с завидной регулярностью. Стоимость соответствующих контрактов в 2013 году составила около 2,2 млн рублей, в 2014 году за подъемниками приглядывали за 2,7 млн рублей, в такую же сумму обошлось обслуживание в 2015 году, в 2016-м — более чем в 3,5 млн рублей. В нынешнем на обслуживание лифтов в переходах выделили 2,3 млн рублей. Глядя на эти внушительные суммы, нельзя не задаться вопросом: а на что, собственно, тратят деньги, если лифтами невозможно пользоваться?


В пресс-службе исполкома корреспонденту «Вечерней Казани» ничтоже сумняшеся заявили, что подъемные платформы в переходах работают. Правда, есть ряд обстоятельств, при которых они имеют право временно выйти из строя.

- Оборудование иностранного производства плохо переносит мороз ниже минус 8 градусов, при перепадах температур зачастую происходит заклинивание платформы в шахте. Поломки в подъемных механизмах устраняются по мере приобретения и поставки запчастей, которые являются импортными, и это увеличивает срок поставки, - объяснили в пресс-службе.

Среди других причин выхода из строя подъемников в исполкоме называют действия вандалов, которые так и норовят испортить лифты. Любопытно, что вандалами в исполкоме считают не только тех, кто сознательно курочит муниципальное имущество, но и просто нетерпеливых граждан.


- В пешеходном переходе для вызова подъемной кабины необходимо держать кнопку непрерывно. Кабина здесь движется медленнее, чем лифты в жилых домах, это обусловлено техникой безопасности, - объяснили в пресс-службе исполкома. - К сожалению, люди не всегда обращают внимание на инструкцию и, считая подъемник неисправным, пытаются открыть дверь, хотя лифт еще полностью не остановился. В результате нарушается целостность замка лифта и дверной коробки, подъемник ломается и это вызывает негативное отношение граждан и, как следствие, рост вандальных действий.

Проще говоря, убедившись в том, что лифт его не повезет, гражданин сначала хорошенько вдарит по нему ногой, а потом напишет матерное слово. А таки знают чиновники психологию!..

В общем, по логике  властей выходит, что виной всему — холода и сами горожане. Но, учитывая, в какой стране мы живем, ситуация вряд ли изменится к лучшему. Может, лифты надо было покупать покрепче и понадежнее? Тем более что они и летом не работают.