Лучший учитель России: «Теория Дарвина по-прежнему актуальна»

Ольга МАЧНЕВА
Лучший учитель России: «Теория Дарвина по-прежнему актуальна»

Главный приз Всероссийского конкурса «Учитель года» - большой «Хрустальный пеликан» прилетел сегодня в Татарстан. Почетный трофей завоевала накануне преподаватель биологии Нурлатской средней школы №1 Алла Головенькина. «Вечерняя Казань» взяла блиц-интервью у победительницы за несколько минут до взлета самолета «Москва-Казань».

41-летняя Алла Головенькина стала первым учителем из Татарстана, кому удалось не только пробиться в финал престижного конкурса, но и взять главный приз. Возможно, потому, что она живет под девизом: «Если тебе понадобится рука помощи - знай, она у тебя есть, это твоя собственная рука!»...

- Алла Николаевна, тяжелый, наверное, «пеликан»? - поинтересовались мы у хрупкой красавицы.

- Очень! Думаю, не меньше 5 килограммов весит.

- А материальная составляющая у премии есть?

- Кроме статуэтки я получила подарки от спонсоров конкурса.

- Какой из них самый ценный? Шуба?

- Нет, iPad последней модели.

- Несмотря на то, что большинство российских учителей - женщины, за 25-летнюю историю конкурса «Учитель года» в нем гораздо чаще побеждали мужчины. Выходит, они лучшие учителя?

- Уверена, что успех в профессии не зависит от пола, равно, как и от возраста. Главное - любить свое дело и детей, а также постоянно развиваться. У меня много коллег-  учителей в возрасте, с которыми детям гораздо интереснее, чем с молодыми. Потому что они идут в ногу со временем.

- Недавно мэр Казани Ильсур Метшин удивился, что в школах по-прежнему преподают теорию Дарвина. Как выяснилось,  ему гораздо ближе божественная теория происхождения человека.  Вы как биолог считаете теорию Дарвина актуальной?

-  Считаю. И актуальной, и обоснованной. Чарльз Дарвин ведь не утверждал, что человек произошел от обезьяны, он утверждал, что  человек и обезьяна - это дальние родственники, которые произошли от одного предка.  Предок один, но ветви разные. А вообще я знакомлю детей на уроках с несколькими теориями происхождения жизни - в том числе и из Космоса. А какую из них выбрать, они решают сами.  
   

- За те 14 лет, что вы работаете в школе, дети как-то изменились?

- Нынешние дети гипердинамичны в плане жажды знаний. Они прекрасно владеют информационными технологиями, постоянно ищут что-то новое, они понимают, что только знания помогут им реализоваться в жизни.

- Но многие видят в компьютерах зло - якобы из-за них дети разучились общаться, перестали двигаться.

-  Ребенок делает то, что ему интересно. Задача учителей и родителей - обратить Интернет в пользу ребенку, отвлечь от компьютерных игр и виртуального общения в соцсетях. И поверьте, это реально! Что касается движения, то у нас в школе недавно открылась новая спортплощадка и она никогда не пустует, ребята с удовольствием занимаются. Потому что здесь тоже все зависит от организатора - он должен увлечь детей спортом, вселить в них соревновательный дух, и все получится - ведь дети по природе любят движение.

- По правилам победитель конкурса «Учитель года»  на год становится советником министра образования России. Что посоветуете в первую очередь?

- Продолжать бороться со списыванием на ЕГЭ с помощью видеонаблюдения. Несколько лет назад, когда мы, учителя, говорили выпускникам, что на экзамене списать не удастся, они над нами посмеивались, потому что лазейки были... А в этом году, когда везде работали видеокамеры, дети убедились, что рассчитывать можно только на себя. И это здорово!  А учителям нужно снизить уровень бумажной отчетности, это очень отвлекает от работы. Хорошо бы перевести отчеты хотя бы в электронную форму.  

Фото golovenkina.info