"Лысая певица" принесла удачу

Айсылу КАДЫРОВА
"Лысая певица" принесла удачу

Говорят, что режиссер - профессия соревновательная, профессия одиночек. Это утверждение не всегда справедливо для мира кино: вместе работали над фильмами Александр Алов и Владимир Наумов, братья Коэны, братья Дардены, братья Хьюз... А для мира театра творческий дуэт режиссеров - большая редкость, даже если режиссеры - родственники. Не в последнюю очередь поэтому совместные спектакли казанских режиссеров и супругов Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова вызывают повышенный интерес. И не только у рядовых зрителей.

На последнем Всероссийском фестивале молодой режиссуры "Ремесло", который проходил в Казани совместно с финальным этапом республиканской режиссерской лаборатории "Выход-68", столичные театральные критики не скрывали своей симпатии к творческим опытам Миграновой и Сабирова и именно им вручили свой специальный приз (коллекцию пьес: от классики до новой драмы). Для нашего города их опыты радикальны: супруги увлечены театром абсурда - ставят спектакли по пьесам Ионеско и Беккета.

Как они нашли друг друга, почему заинтересовались драмой абсурда и о советах критиков Ангелина и Родион рассказали корреспонденту "ВК".

"Он всем нравился, меня это бесило"

- Я училась на втором курсе актерского отделения Казанского театрального училища, когда все вокруг начали восторженно говорить о каком-то гениальном первокурснике Родионе с кукольного отделения, - говорит Ангелина Мигранова. - Он всем нравился, меня это бесило. И в то же время мне очень хотелось его увидеть.

- Я совершенно не стремился всем нравиться, - поясняет Родион Сабиров. - На окружающих, видимо, производило впечатление, что я с уважением отношусь и к старшим, и к ровесникам. Что по собственному желанию конспектирую Станиславского... А Ангелину я впервые увидел в очереди в буфет. Она выронила из рук яблоко, я помог ей его поднять...

Они сразу понравились друг другу, а познакомились чуть позже.

Репетиции в Лядском садике

- Когда мы начали встречаться, все свободное время старались проводить вместе, - рассказывает Ангелина. - Однажды я попросила Родиона помочь мне подготовить отрывок из "Ямы" Куприна, у нас на курсе как раз начался период изучения русской классики. Помню, мы репетировали в Лядском садике, увлеченно разбирали чуть ли не по слогам каждую фразу: что она означает, какое настроение ей соответствует, какой жест... Когда я поняла, что лучше всего сыграю этот отрывок именно с Родионом, попросила разрешить мне это сделать у своего мастера Владимира Бобкова. Он разрешил.

- Мало кто верил, что я и Ангелина достойно поставим и сыграем отрывок из "Ямы", - вспоминает Родион. - Да все были скептически настроены! Но после показа Бобков нас похвалил и сказал всем скептикам: "Учитесь, как надо работать!".

Совместная работа с Ангелиной привела к тому, что Родион ушел с кукольного отделения - поступил на актерское, на курс Юноны Каревой и Вадима Кешнера.

Абсурд от Аладинского

Первым самостоятельным спектаклем Миграновой и Сабирова стала "Новая звезда" по пьесе Шприца "Не верь, не бойся, не проси...". В театральном училище постановку начинающих режиссеров признали удачной, "смотрибельной". И когда в 2010 году в Казани открылся Театр на Булаке, ребятам предложили перенести этот спектакль на новую сцену.

- Художественный руководитель Театра на Булаке Евгений Аладинский пригласил нас работать на этой площадке, - рассказывает Родион. - И именно он некоторое время спустя рекомендовал нам обратиться к пьесе Беккета "В ожидании Годо". В этой пьесе ничего не происходит, второе действие фактически повторяет первое, диалоги героев, которые ждут неизвестного Годо, - странные, кажущиеся бессмысленными... Но она нас увлекла! Правильнее, нас увлек театр абсурда с его по-прежнему актуальной идеей неопределенности жизни, с массой аллюзий и ассоциаций, которые предоставляют свободу толкований. Мы начали запоем читать пьесы Ионеско, Беккета, труды теоретиков драмы абсурда...

Спектакли "не для всех"

Ближе к весне прошлого года Мигранова и Сабиров решили поставить на самих себя в Театре на Булаке спектакль по мотивам пьесы Эжена Ионеско "Лысая певица". Экспериментальную работу, к которой подключилась хореограф Наиля Фаткуллина, они представили на первом этапе режиссерской лаборатории "Выход-68". То, что их смелая затея удалась, доказывают такие, например, факты. Сразу после премьеры их пригласил в свою труппу на положение актеров главный режиссер Казанского тюза Владимир Чигишев. А главный режиссер Камаловского театра Фарит Бикчантаев предложил ребятам поставить с его актерами пьесу Беккета "В ожидании Годо".

И "Лысую певицу", и "В ожидании Годо" показывали в декабре на Всероссийском фестивале молодой режиссуры "Ремесло". Нельзя сказать, что Мигранова и Сабиров поставили "кассовые" спектакли, скорее - это постановки "не для всех". Они не развлекают, а заставляют напряженно думать: о потере взаимопонимания в современном мире, о бессмысленности речи и тайне молчания, о стереотипах в сознании и шаблонах в поведении...

- Простые зрители отзываются о наших абсурдистских спектаклях так: "Непонятно, но смотреть интересно", - говорит Родион. - Но мы и не ждем исключительно восторженных отзывов. Наши спектакли - это наш опыт понимания Ионеско, Беккета... Если этот опыт зрителям не нравится, не увлекает их, они вправе уйти со спектакля. Но никто пока не уходил. А что касается театральных критиков, то они абсолютно справедливо советуют нам с Ангелиной получить специальное - режиссерское образование. Чтобы идти к мастерству не только через самостоятельные опыты в конкретных постановках, но и получая уроки профессионалов.

- Да, - соглашается с ним Ангелина. - Мы решили поступать на режиссерское отделение Московского театрального института имени Бориса Щукина. Вместе, конечно. Мы все делаем вместе!..

 

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

То что в остальном мире давно устаревшая классика, для провинциальной Казани (и ее театралов) - авангард.