М. Крейчи: "Я давно и навсегда женился на Опере"

Айсылу КАДЫРОВА
М. Крейчи: "Я давно и навсегда женился на Опере"

Завсегдатаи Шаляпинских фестивалей отмечают, что в этом году кроме приглашенных солистов похвалы заслуживает и оркестр театра им. Мусы Джалиля. Четыре вечера подряд (три представления оперы "Кармен" и одно "Риголетто") он играл под управлением чешского дирижера Милоша Крейчи - художественного руководителя Международного молодежного оркестра "Europera".

С маэстро Крейчи, который неплохо говорит по-русски, мы беседовали после одной из репетиций.

- Первый раз я приехал в Казань в 1988 году, - говорит Милош Крейчи. - Я был тогда директором театра города Усти-над-Лабем. И мы с директором Казанской оперы Рауфалем Мухаметзяновым разрабатывали проекты сотрудничества - обмен солистами, постановочными группами... Потом у меня так много было работы, что смог снова приехать в Казань только в прошлом году, на юбилей баритона Эдуарда Трескина. Я приехал и понял, что мы с господином Мухаметзяновым по-прежнему на одной волне. Так говорят? А еще я помню, что в тот прошлогодний приезд я познакомился в Казани с поэтом Евгением Евтушенко, стихи которого изучал еще в школе. Это знакомство было потрясающим! Мы обедали вместе, делились мнениями о симфониях Шостаковича. Было так интересно! И еще одного великого человека, которого очень ценю, я встретил в Казани. Но это было позже, в декабре. Я говорю про пианиста Даниила Крамера, который участвовал в рождественском проекте Казанской оперы. Я когда узнал, что он приедет в Казань, тоже согласился приехать на этот проект. И уже потом мне предложили сотрудничество с оперной труппой театра Джалиля.

- Музыкальную карьеру вы начинали как певец?

- О, да. Я с пяти лет пел в детском хоре Пражской оперы. Мои бабушка и дедушка, которые владели отелем и кафе, где постоянно собирались артисты, были уверены, что я стану тенором. Но я стал баритоном, хотя в Пражской консерватории параллельно изучал сольное пение и дирижирование.

- Вы были хорошим баритоном?

- Трудный вопрос. Всю жизнь мечтал спеть Риголетто, но мой баритон - лирический, предел моих возможностей - исполнить в "Риголетто" партию Марулло. Переживал. Но в какой-то момент решил, что дирижировать оперой не менее интересно, чем петь оперу. Очень люблю дирижировать операми Пуччини. А что касается Верди, то не "Риголетто" я сейчас считаю его лучшей оперой. Лучшая опера Верди - его Реквием.

- Реквиема в репертуаре XXIX Шаляпинского фестиваля нет. Сожалеете?

- Репертуар фестиваля - прекрасный. И даже без Реквиема неимоверно трудный. Мне кажется, что далеко не все люди, которые приходят на Шаляпинский фестиваль, это понимают. Всем ведь кажется, что это так легко - петь. А это адский труд - петь хорошо. На фестивале все хорошо поют, никого выделять не стану. Мне, знаете, немножко жаль, что в Казани не ставят "Русалку" Дворжака. Все знают "Русалку" Александра Даргомыжского, а оперу великого чеха Дворжака - нет. Она такая красивая!

- Милош, где сейчас ваш дом?

- Еще один трудный вопрос. У меня два дома - в Праге и в Германии. Но в Германии я живу практически на границе с Чехией - в городке Циттау. И буквально за вечер могу добраться на своей машине в Прагу, потом обратно. Германия и Чехия - вот мой дом.

- Германия и Чехия - страны, на весь мир славящиеся своим пивом. Вы-то уж наверняка знаете, какое пиво вкуснее?

- О, я не классический чех: я не люблю пиво. Если хочу выпить, предпочитаю красное вино или хороший коньяк.

- Можно спросить вас о вашей семье?

- Можно. И я вам отвечу так: я все в этой жизни перепутал. Я три раза пробовал завести семью, три раза был женат. Все мои жены - прекрасные женщины, у нас замечательные дружеские отношения. Ни одна из них никогда не упрекнула меня, что на самом-то деле я давно и навсегда женился на Опере... Я все перепутал, это неправильно. Но это мой путь...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Спасибо большое за интервью! Очень интересно узнать об этом замечательном дирижере чуточку больше!