Маленьких казанцев не пускают в междугородние автобусы без детских кресел

Юлия ШАМСУТДИНОВА
Маленьких казанцев не пускают в междугородние автобусы без детских кресел

Родители малолетних детей в Казани жалуются на то, что при посадке в междугородние автобусы вместе с ребенком у них стали требовать наличие при себе детского кресла. «Вечерняя Казань» решила выяснить, кто должен отвечать за безопасность маленьких пассажиров — родители или перевозчик, и убедилась, что в этом вопросе царит полный бардак.

Лариса Боткина часто пользуется междугородним автобусом – навещает родственников в Нижнекамске и Ульяновске. В короткие путешествия женщина берет с собой сынишку, которому недавно исполнилось два года. По словам Ларисы, раньше ее просили посадить ребенка на колени или при наличии свободных мест усаживали его в отдельное кресло, пристегивая ремнем безопасности. Но недавно ее отказались впускать в автобус с малышом без специального удерживающего устройства, посоветовали путешествовать поездом и вернули деньги за билеты.

- Мы, как обычно, собирались из Казани в Нижнекамск, но внезапно нас отказались везти, потому что у меня не было с собой детского кресла. Я, конечно, понимаю, что безопасность превыше всего, но раньше-то нас спокойно возили, что изменилось? И если уж на то пошло, то разве в автобусах не должно быть своих кресел? Почему об этом должны беспокоиться родители? - возмущается молодая мама.

Чтобы получить ответ на этот вопрос, корреспондент «Вечерней Казани» отправилась на автовокзал «Столичный» на улице Девятаева и поинтересовалась в справочной службе условиями перевозки детей. Любопытно, что они оказались несколько иными, чем те требования, что выдвинули Ларисе Боткиной. По словам женщины в окошке справочной, если в дорогу отправляется ребенок младше года, то родителям придется принести с собой автолюльку, поскольку без нее малыша в автобус не пустят. Ну а если отпрыск постарше, то никакое кресло якобы не требуется - ребенка просто пристегнут ремнем безопасности.

Водители автобусов, ожидающие своих рейсов на стоянке, сказали мне, что они по-прежнему разрешают родителям возить малышей на коленках, при этом ремнем пристегивается только родитель.

В свою очередь директор ООО «Автовокзал «Столичный» Андрей Хоткин оказался слишком занят, чтобы объяснить корреспонденту «ВК», каковы же все-таки правила перевозки детей вместе с родителями в междугородних автобусах. Все попытки пообщаться с директором насчет детских кресел закончились отговорками о важных совещаниях и бросанием трубки.

Впрочем, нежелание директора автовокзала обсуждать эту тему можно понять. Дело в том, что согласно Правилам дорожного движения специальные устройства для перевозки детей до 7 лет должны использовать в тех транспортных средствах, где есть ремни безопасности, — легковых автомобилях, кабинах грузовиков... Не так давно закон обязал оборудовать ремнями безопасности и междугородние автобусы. Но при этом нигде пока черным по белому не написано, что перевозчик обязан приобретать еще и детские удерживающие устройства. В итоге в одних регионах перевозчики уже взяли хлопоты по приобретению детских устройств на себя (при этом кассир при продаже детского билета делает отметку, на какое место устанавливать кресло), а в других — возложили эту обязанность на родителей, избегая лишних затрат. Ведь универсальных удерживающих устройств не существует, они должны соответствовать росту и весу детей, а покупка разнокалиберных кресел — это достаточно существенные вложения. Поэтому перевозчики предпочитают делать вид, что проблемы не существует. Ну а ситуация, в которую попала Лариса Боткина и другие родители, видимо, объясняется тем, что законопослушность проявил конкретный водитель конкретного автобуса, не желая быть оштрафованным.

Между тем в отделе пропаганды УГИБДД МВД по РТ «Вечерней Казани» пояснили, что возить детей на коленях у взрослых - грубейшее нарушение Правил дорожного движения. Также в ГИБДД отметили, что в междугороднем автобусе число пассажиров не может превышать количество кресел в салоне, то есть у каждого должно быть отдельное место. И не важно, какого возраста пассажир. В случае транспортировки детей с нарушениями штрафы получат и водитель, и компания, занимающаяся перевозками. В первом случае  сумма штрафа составит 3000 рублей, во втором - 100000 рублей.

- Краш-тесты показывают, что взрослый не может удержать ребенка на руках во время столкновения. Защитить детей помогают только удерживающие кресла. Их обязан предоставить именно перевозчик, а не родители, поскольку это он отвечает за безопасность пассажира, - утверждает юрист компании «Юристы Казани» Елена Федотова. 

Родителям, которым отказали в перевозке ребенка из-за отсутствия удерживающего устройства, юристы рекомендуют писать жалобу в прокуратуру и Управление госавтодорнадзора по РТ.