Мало учить - будут лечить?.. Нехватку врачей и медсестер в школах предлагают восполнить учителями

Наталия ВАСИЛЬЕВА
Мало учить - будут лечить?.. Нехватку врачей и медсестер в школах предлагают восполнить учителями

Наделить учителей еще одной функцией - оказания первой медицинской помощи учащимся - предложили авторы законопроекта, который недавно поступил в Госдуму. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Одни убеждены, что умение наложить жгут или шину травмированному ребенку учителю пригодится, другие возражают, что лечить - дело врачей. По мнению экспертов «Вечерней Казани», авторы идеи таким образом пытаются решить проблему нехватки в школах медсестер и отсутствия медкабинетов.

Любопытный законопроект об охране здоровья детей в образовательных организациях был вынесен недавно на предварительное рассмотрение комитета Госдумы по образованию и науке. Его авторы предлагают обязать учителей оказывать первую медицинскую помощь учащимся. Потому как школьного медперсонала не хватает, а здоровых детей все меньше.

К примеру, в Татарстане всего 3,2% школьников в могут похвастаться богатырским здоровьем, в Казани - 10,4%. При этом, как ранее заявляли в горздраве, на 120 тыс. школьников должно приходиться не менее 122 врачей и 203 медсестры, но их в два раза меньше. Содержание медперсонала и медкабинетов в школах - дорогое удовольствие для бюджета. И такая ситуация - по всей стране.

Тревогу по этому поводу высказала вице-спикер Госсовета Татьяна Ларионова на прошлогоднем круглом столе в КГМУ: «К сожалению, мы теряем детей на уроках физкультуры, а это говорит не только о физической неготовности детей, но и, возможно, об ошибках педагогов. Скорая помощь в некоторых случаях не успевает приехать и спасти ребенка».

Навыки оказания первой медпомощи на прошлой неделе пригодились учителям казанской школы № 174 Советского района, где во время урока технологии ученик 7-го класса порезал ногу листом металла. По словам очевидцев, ребенок оступился у станка, рана оказалась очень глубокой, «до кости».

Как рассказали «Вечерней Казани» в городском управлении образования, первую помощь пострадавшему семикласснику оказал учитель ОБЖ:

- Он наложил пострадавшему жгут, чтобы остановить кровотечение. До приезда скорой помощи медсестра дала ребенку обезболивающее. Мальчик находился в сознании. Педагоги позвонили его маме, но та не могла покинуть рабочее место, поэтому в больницу учащегося сопроводила классный руководитель. Сейчас ребенок чувствует себя хорошо, ходит на перевязки, но занятия пока не посещает. Мама мальчика выразила благодарность педагогам.

В гуо отметили, что с 2017 года в курсы повышения квалификации учителей республиканским Институтом развития образования был включен 8-часовой блок «Первая медицинская помощь». Такие курсы педагоги проходят раз в три года, поэтому те, кому довелось оттачивать свои профессиональные знания в течение последних двух лет, уже имеют соответствующие сертификаты о навыках оказания первой помощи.

Между тем вышеупомянутый законопроект подвергся в профильном комитете Госдумы жесткой критике.

«Теперь учителя еще будут оказывать первую помощь! Ну давайте заставим их и школы строить!» - возмутился депутат Гаджимет Сафаралиев. Замглавы всероссийского профсоюза «Образование» Татьяна Куприянова твердо заявила, что нужно вернуть в школы медсестер и врачей, а не перекладывать с больной головы на здоровую. Глава комитета Вячеслав Никонов иронично назвал проект «продолжением оптимизации» здравоохранения и образования.

Эксперты «Вечерней Казани» также сочли законопроект, мягко говоря, неразумным.

- Это перекладывание функций медиков на учителей за ту же учительскую зарплату, убежден юрист, автор проекта «Омбудсмен образования» Иван Платонов. - В настоящее время педагоги согласно ФЗ «Об образовании» должны уметь оказывать первую помощь в случае, если в стенах школы произошел несчастный случай, кто-то травмировался. И работодатель должен оплачивать им соответствующее обучение. Но многие почему-то путают первую помощь с первой медицинской помощью. Что такое первая помощь? Это когда учитель прибегает к месту ЧП, оценивает ситуацию, вызывает медсестру или скорую, открывает окна, если пострадавший задыхается, освобождает его, если на него что-то обрушилось... Но он даже не вправе помазать ребенку зеленкой или йодом ранку. Потому что для оказания первичной медицинской помощи нужны специальные знания. Учитель не медик, он не имеет соответствующего образования и не знает, какой может быть реакция на тот или иной препарат. Порой бывает так, что лучше подождать приезда бригады скорой, чем оказать неквалифицированную помощь. Ведь случись что, отвечать за последствия перед родителями ребенка и, возможно, даже судом будет педагог.

Категорически против обсуждаемой в Госдуме инициативы директор 94-й гимназии Леонид Мурысин (в этой школе есть медсестра и врач на полставки от детской поликлиники. - «ВК»):

- Это глупость полная! Лечить детей должны врачи, кормить - повара, а учителя - учить. Представим на секунду, что у депутата, который это придумал, заболел ребенок, к кому он пойдет - к учителю или к врачу?