Мастер-класс от Елены Образцовой

Айсылу КАДЫРОВА
Мастер-класс от Елены Образцовой

Гала-концертом в двух отделениях завершился в минувшую субботу XXIX Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина. За редким исключением выступали в нем артисты, которых казанская публика знает, что называется, наизусть.

Программу концерта тоже не назовешь парадом премьер. Даже самые изящные и эффектные номера (увертюра к опере "Сорока-воровка" Россини, хор "О, фортуна" из кантаты Орфа "Carmina Burana") воспринимались не революционно, как это было еще два-три года назад, когда режиссером гала-концертов фестиваля была Гюзель Хайбулина. Если что и привнес нового в концепцию гала-концерта режиссер Эдуард Трескин, так это идею "учения с увлечением". Почти каждый номер программы предварял конферанс. Доходчиво и невероятно артистично - в лицах - Трескин рассказывал публике байки о великом Шаляпине. Публике нравилось...

Сенсацией гала должно было стать выступление легенды мировой оперной сцены Елены Образцовой. Не уверена насчет сенсации, но то, что приезд Елены Васильевны войдет в историю Шаляпинского фестиваля как незаурядное явление, это бесспорно.

Великая певица в строгом черном платье выглядела потрясающе. С Ахмедом Агади, который уже более десяти лет сотрудничает с театром им. Мусы Джалиля, она исполнила заключительную сцену из оперы Бизе "Кармен". Что и говорить, смелый выбор для меццо, не так давно разменявшей восьмой десяток. И уникальная возможность для публики увидеть артистку, голос которой восхищал до слез Сергея Лемешева, Монтсеррат Кабалье, Герберта фон Караяна...

Образцова - великолепная актриса. На изумительном французском она играла последние минуты из жизни Кармен так убедительно страстно, что лично меня пронзила утопическая мечта повернуть время вспять и увидеть в ее исполнении весь спектакль.

В дуэте с солисткой московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Евгенией Афанасьевой Образцова исполнила баркаролу из "Сказок Гофмана" Оффенбаха. Безупречно звучащие средние регистры ее меццо, а также нестареющие профессионализм и порода превратили этот шлягерный оперный дуэт в сольный.

Настоящим сюрпризом стал бис от Образцовой: она сыграла фрагмент из четвертой картины оперы Чайковского "Пиковая дама" - сцену воспоминаний Графини ("Я устала... Мочи нет... Не хочу я спать в постели"). Образ графини обделен вокалом в силу возраста героини: все-таки ей 87 лет. И Образцова, которая недавно исполнила партию Графини в тысячный раз, мастерски ему соответствовала: у нее дрожали руки, трясся подбородок... Единственную арию Графини на французском, которую Чайковский позаимствовал из оперы Гретри "Ричард - Львиное Сердце", она исполняла с закрытыми глазами. Но так проникновенно, что зал, кажется, слушал ее не дыша. Даже аплодисменты раздались не сразу, а лишь после того, как певица "вышла из образа" и превратилась из бормочущей старухи в роскошную даму с сияющей улыбкой...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.