Мэрии Казани предлагают запустить автобус-беспилотник

Элеонора РЫЛОВА
Мэрии Казани предлагают запустить автобус-беспилотник

В Казани во время ЧМ-2018 могут запустить для перевозки гостей и участников чемпионата беспилотный микроавтобус «Шатл». Но сначала этот образец общественного транспорта будущего появится в аэропорту Бегишево. В следующем году он начнет доставлять VIP-пассажиров от здания аэровокзала к трапу самолета.

На презентации совместной разработки КамАЗа и Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ» на  Московском международном автосалоне-2016 эта машинка XXI века вызвала фурор. Успех повторился на выставке «Комтранс-2017». Во вторник гендиректор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин подтвердил высказанную ранее на собрании акционеров автоконцерна готовность предоставить один такой «Шатл» для обслуживания участников ЧМ по футболу, который будет проходить в Казани с 14 июня по 15 июля 2018 года.
 
Выглядит «Шатл», рассчитанный на перевозку 6 - 12 человек, абсолютно футуристично - более чем наполовину состоит из затонированных стеклянных поверхностей. Раздвижные полупрозрачные двери для посадки и высадки расположены с обеих сторон электрокара. За движение отвечают различные датчики, радары, сонары, видеокамеры, которые оценивают расстояние до различных объектов. Маршрут «челнока» со всеми остановками программируется, а пассажиры могут отслеживать его на специальной панели. Как и положено транспорту будущего, «Шатл» передвигается на электротяге, развивая максимальную скорость 25 км/ч. Камазовские разработчики уверяют, что без подзарядки он может осилить расстояние в 70 км.

Правда, чтобы удивить народ чудо-техникой, необходима отмашка казанских властей. В принципе, микроавтобус-беспилотник может двигаться в любом потоке и ему не нужно создавать особые условия.

- Однако на сегодняшний день российское законодательство не предусматривает движение беспилотных транспортных средств в общем потоке и их свободное перемещение в общественных местах. Поэтому, прежде чем этот «Шатл» запускать, мэрия Казани должна выделить ему спецполосу или согласовать его маршрут на каком-то ограниченном участке, - пояснил корреспонденту «ВК» руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Конечно, выделить отдельную полосу для «челнока»-беспилотника на обычной дороге в Казани нереально. Но на коротких маршрутах «автобус будущего» вполне можно запустить.

В настоящий момент совместное детище НАМИ и КамАЗа существует в единственном экземпляре. К началу следующего года планируется выпуск второго образца, который будет обслуживать пассажиров бизнес-класса в принадлежащем автогиганту аэропорту Бегишево. Еще два микроавтобуса будут пока проходить испытания.

По словам Олега Афанасьева, запуск серийного производства «Шатлов»-беспилотников тормозится отсутствием законодательной базы и необходимой инфраструктуры. Для того, чтобы автобусы без водителей могли перемещаться по российским дорогам, требуются специальные дорожные знаки, легко считываемые компьютерной техникой, соответствующая разметка и т. д.

Хотя определенные подвижки в этой сфере все же есть. В июле под патронажем премьер-министра РФ Дмитрия Медведева прошло совещание по вопросу развития электрического и беспилотного транспорта в стране. Там Медведев лично опробовал набережночелнинский «челнок», прокатившись в его салоне.