Министр Мединский прилетел в Казань, чтобы увидеть «Мужчину на лестнице» и «Женщину на лестнице»

Айсылу КАДЫРОВА
Министр Мединский прилетел в Казань, чтобы увидеть «Мужчину на лестнице» и «Женщину на лестнице»


Министр культуры России Владимир Мединский прилетел сегодня в Казань на открытие выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа «Французские импрессионисты и их эпоха». На вернисаже в центре «Эрмитаж-Казань» г-н Мединский признался: «Открытие этой выставки мы хотели задержать на три месяца. Чтобы именно с нее начать в России Год Культуры. Это уникальная выставка! И уникальна она не только для Казани – для любой европейской столицы».  

«Это очень красивая выставка. И умная: создана не по принципу «Смотрите, вот все, что у нас есть». Она рассказывает о том, что такое импрессионизм и откуда он взялся», -.объяснял на встрече с журналистами генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он тоже полагает, что получившаяся экспозиция – одна из самых уникальных в истории выставочной деятельности петербургского музея. 

Об уникальности этой выставки, которая создавалась специально для центра «Эрмитаж-Казань», свидетельствуют следующие факты. Во-первых, основная часть привезенных экспонатов всего лишь в третий раз покинула стены Государственного Эрмитажа. До этого «импрессионистов»  возили в Москву (в 1975 году) и в Амстердам (в 2012 году). Во-вторых, отобранные для казанской «гастроли» картины из коллекций Шукина и Морозова до этого видели в России только в двух городах - Москве и Петербурге. В-третьих, впервые за пределами Петербурга - в Казани – показываются картины из перемещенных после войны германских собраний. Также в составе выставки «Французские импрессионисты и их эпоха» - произведения из личного собрания Александра III и Кушелевской галереи.

С финансовой точки зрения этот выставочный проект – один из самых дорогих в новой истории Государственного Эрмитажа. «Это баснословные суммы!» - говорил про стоимость привезенной коллекции и оплату ее страховки министр Мединский. Точных цифр он (да и никто) не называл. Но дал понять, что гарантию страхования и гарантию защиты выставки дало правительство Татарстана.

В следующем, 2014 году Государственный Эрмитаж будет отмечать юбилей – 250-летие. Михаил Пиотровский заявил, что по этой причине в течение всего юбилейного года шедевры из Эрмитажа вывозиться не будут. Исключение – экспонаты выставки «Французские импрессионисты и их эпоха», они задержатся в Казани до середины февраля. Кстати, это уже двенадцатая выставка в истории центра «Эрмитаж-Казань». И семнадцатая выставка произведений из собрания Государственного Эрмитажа в Казани за последние двадцать лет.

Автор концепции выставки – Альберт Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения. Куратор выставки – Наталья Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

В экспозиции - более 150 произведений. Главный раздел обширной экспозиции – живопись – представлен работами различных художников, от Гюстава Буланже до Анри Матисса. Полотно Буланже «Театральная репетиция в доме Трагического поэта в Помпеях» (1855), исполненное по лекалам высокого классицизма, живо напоминает, какое искусство господствовало в Париже середины XIX столетия, в годы юности импрессионистов.

Самыми значимыми в экспозиции оправданно считаются картины Клода Моне, Огюса Ренуара, Поля Сезанна, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Поля Синьяка. Вершину определяют здесь шедевры Моне и Ренуара: два вида сельских полей у первого («Стог сена в Живерни» и «Поле маков»), две «лестничных» композиции у второго («Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице»).

Картины Клода Моне «Стог сена в Живерни» (1886) и «Поле маков» (1890-91) относятся к лучшим образцам импрессионизма. В том, как Моне переносит на холст яркие тона, избегая декоративности и сохраняя полное ощущение живой натуры, ясно выражается торжество метода импрессионизма.

Парные картины Огюста Ренуара «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» (обе написаны в 1876 году) впервые демонстрируются за пределами Государственного Эрмитажа (кстати, в период с 2008 по 2009 год оба полотна прошли реставрацию в Эрмитаже). Этот «лестничный» диптих принадлежат к самым необычным созданиям Ренуара. Чета Шарпантье предложила ему написать декоративные панно для своего особняка. Дом был знаменит салоном, где царила мадам Маргерит Шарпантье и где собирался «весь Париж», лучшие писатели, композиторы, актеры, а также наиболее видные политики. Обе части диптиха должны были «держать» пространство при входе во внутренние покои дома. Фигурам мужчины и женщины была задана натуральная величина. Они, словно бы, призваны были представить хозяев, людей нового типа, принадлежащих к интеллектуальной элите…

Наряду со всемирно известными шедеврами живописи на выставке представлена французская печатная графика последней трети XIX века, а также предметы декоративно-прикладного искусства эпохи модерна.