Минниханов прозрел среди незрячих

Марина ЮДКЕВИЧ
Минниханов прозрел среди незрячих

Вчера Рустам Минниханов своими глазами увидал талантливых детей, которые не уедут из республики, даже если им дать хорошее образование. Увиденное его потрясло. Детей потряс приезд президента, хотя его самого они и не разглядели.

"Вот тот дом", - сотрудник администрации Лаишево указывает журналистам место назначения. Мог бы и не показывать: улица до ближайшего пригорка покрыта новеньким асфальтом,  а у "того дома" стоит новенький Fiat, у которого на капоте написано "Подарок", а на лобовом стекле - "От президента Республики Татарстан". Перед началом заседания Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности, которое на этот раз было назначено в Лаишево для обсуждения проблемы поддержки детей-сирот (их в Татарстане около 12,4 тысячи), Рустам Минниханов должен был посетить пару точек, где о поддержке сирот можно говорить не как о проблеме, а как о факте. Вот мы его и ждем на улице Комсомольской.

- Я когда был дальнобойщиком, попал в аварию. Серьезную. И раз я, можно сказать, с того света вернулся, что-то я должен же был сделать?!  - рассказывает Сергей.

Сергей Лапов - хозяин "того дома". Оказывается, вернувшись с того света, он с женой Мариной сделал вот что: в придачу к собственному ребенку принял в семью четверых сирот. Потом у них родилась еще одна дочка. А потом Марина умерла. А другие шесть жизней у Сергея остались. Не зря вернулся с того света.

После дома Лаповых едем в Лаишевскую школу-интернат. Пока самые голосистые из сотни воспитанников приветствуют президента, я спрашиваю местного врача:

- Они все сироты?

- Не только... Но у многих вместо родителей тети, бабушки...  

Зато им явно повезло с доктором: известный в Татарстане врач Юрий Расческов десяток лет назад возглавлял Республиканскую офтальмологическую клинику, а теперь вот работает с этими детьми. И его усы, прежде чеховские, теперь выглядят прямо-таки по-буденновски.

В классе информатики девочка декламирует г-ну Минниханову стихи: "Всегда успеваете людей удивлять - такого президента нигде не отыскать!" - и так далее. И это - чистая правда: не то что в необъятном "нигде", но даже и в этой небольшой комнате она не сможет отыскать президента, если только он ее не окликнет. Потому что эта девочка - полностью слепая. Потому что эта школа - для слепых и слабовидящих детей.

Молодой учитель Антон Агафонов тем временем работает с компьютером.  "Это специальная программа, письменный текст сканируется и преобразуется в звуковой", - объясняет Антон. Он тоже незрячий, но ему, можно считать, особо повезло: родители смогли купить ему такую штуку, когда он был школьником, и потому он смог закончить мой родной истфак КГУ  ("По кафедре новейшей истории, - уточняет он. - А вы по какой?"). А теперь у него в запасе уже сколько-то тысяч преображаемых таким образом книг, так что когда он пришел в эту школу учителем, то повезло, выходит, и всем остальным детям.

На экране перед Антоном учебник истории за 5-й класс, страница  про Солона, политика-мудреца. Не успеваю спросить, почему он вывел именно ее (может быть, хотел, чтобы президент заинтересовался и спросил что-нибудь про отца афинской демократии?), а он уже переключается на новости с сайта самого президента Татарстана, что-то делает, и класс заполняется звуком. "Вот я слышу этот текст", - объясняет он Рустаму Минниханову.

Из динамиков несется не скороговорка даже, а какое-то очень быстрое чередование согласных.

- Но как ты это понимаешь?! - поражается г-н Минниханов. - Что ты сейчас услышал, переведи!

Ведь в самом деле, ничего же не понятно, хаотический набор рычащих, свистящих, обгоняющих друг друга звуков... Но Антон, слыша его, проговаривает текст, который мы видим на экране: "Президент посетил Иркутскую область и встретился с представителями...".

- Как мы зрительно быстро воспринимаем информацию, так они - на слух!.. - снова поражается президент. - Он воспринимает на слух то, что мы не воспринимаем, с двойной, тройной скоростью! Вот бы нам научиться... А на iPad’е можно это сделать? Я пришлю тебе iPad, попробуешь.

"Антон еще и мастер параолимпийских видов спорта", - подсказывает директор школа Татьяна Камбарова...

И все последовавшее позже долгое заседание с речами и отчетами было, похоже, скрашено для г-на Минниханова воспоминанием об этой школе-интернате. Он вклинивался между этими речами, чтобы поделиться: "Это талантливые люди! У них есть проблемы, но они так нацелены...". И снова повторял: "Очень талантливые, это надо использовать... Университет есть здесь?" - и морщился от неудовольствия, что от КФУ здесь никого нет.

- А сколько там мастеров спорта - четыре, да? Они мяч чувствуют по звуку, мы глазами за ним не можем уследить, а они - по звуку! - вспоминал президент увиденное. - Их надо обучать. И они ведь никуда не уедут, они будут работать.

Похоже, достали уже его наши хваленые "целевые кадры", которых местные власти отправляют учиться за казенный счет, - и все, только их в родном захолустье и видели...