Минтранс предложил вернуться к госконтролю

Валентина ПАХОМОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Специальную коллегию, посвященную грузовым перевозкам, провело в четверг Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики. Министр Ленар Сафин предложил вернуться к лицензированию грузоперевозок, отмененному семь лет назад.

Расчет на то, что рыночные отношения естественным образом отрегулируют доступ на рынок автотранспортных услуг только добросовестных перевозчиков, заявил Ленар Сафин, не оправдался. С отменой лицензирования отрасль фактически выпала из системы государственного регулирования.

- Грузооборот в прошлом году вырос, достигнув 61 миллиона тонн. Увеличился парк грузовых автомобилей, однако растет и аварийность на дорогах. В прошлом году по вине водителей грузовиков произошло 422 аварии, что на двадцать процентов больше, чем в 2010 году. И жертв стало в полтора раза больше - погибли 79 человек, - уточнил министр. - По результатам выявленных нарушений перевозки опасных грузов к административной ответственности привлечены 87 должностных лиц. Лицензирование позволит осуществлять государственный контроль за соблюдением перевозчиками транспортного законодательства, ограничит проникновение на рынок случайных и неподготовленных людей.

Но Минтранс РТ предлагает ввести госрегулирование не только в связи с увеличением количества дорожных аварий по вине водителей грузовиков. Есть и другая причина. Так, на российских трассах появились новые автомобили - с повышенными массами, осевыми нагрузками и одинарными (односкатными) колесами на осях. Из-за этих грузовиков преждевременно разрушаются автомобильные дороги. А деньги на ремонт дают, мол, не водители, а государство. Одной из мер по сохранению сети автодорог, построенных в основном в 60 - 70-е годы и рассчитанных на нагрузку в шесть тонн на ось, является, как считает министр, введение временных, сезонных ограничений движения. И не только весной, но и летом, когда в тридцатиградусную жару плавится асфальт.

Инициативу Минтранса РТ о лицензировании грузоперевозок поддержал присутствовавший на коллегии депутат Госдумы Радик Ильясов. "Мы рассмотрим ее в Комитете транспорта Госдумы", - пообещал он. Однако некоторые перевозчики против госрегулирования их деятельности, поскольку лицензирование обернется ростом тарифов на перевозки, что недопустимо в условиях конкуренции с зарубежными компаниями.