"Мне сказали, что мой фан-клуб здесь уже есть"

Айсылу КАДЫРОВА
"Мне сказали, что мой фан-клуб здесь уже есть"

В средней специальной музыкальной школе (ССМШ) при Казанской консерватории для одаренных детей - новый директор. Это пианист и педагог Денис Маршанский.  Выпускник Московской консерватории, в Казани он живет  с 1998 года. Преподавал в Казанском музыкальном училище, Казанской консерватории, возглавлял Детскую музыкальную школу при Казанском музыкальном училище...

Маршанский сам был одаренным ребенком: учился в школе при Кишиневской консерватории и в знаменитой на всю страну ЦМШ при Московской консерватории. А в школе, которую он сейчас возглавляет, училась его супруга - альтистка Марина Троицкая. Это благодаря ей Маршанский переехал в свое время в Казань...

- Денис Борисович, как вы стали директором школы при Казанской консерватории?

 - Еще до начала учебного года возглавить школу мне неожиданно предложил ректор консерватории Рубин Кабирович Абдуллин. Я предложение принял. 

- Что с прежним директором?

- С профессором Александром Аркадьевичем Михайловым все хорошо. Он, как и прежде, замечательно преподает и в школе при консерватории, и в консерватории. Михайлов занимал пост директора ССМШ с 1996 года. Я не в курсе, что именно заставило его уйти с этой должности.

- Сколько детей учатся в вашей школе? 

- Сто семьдесят пять. Все учатся бесплатно. Девочек больше, чем мальчиков. Больше всего учеников  на фортепианном отделении. В школе три отделения: фортепианное, струнное и духовых инструментов. 

- Учащиеся не только из Татарстана?

- Не только. У нас учатся дети из Марий Эл, Чувашии, Ульяновской области, Саранска и даже Уренгоя. При школе есть интернат, в этом году там проживают 40 учеников... Считаю важным сказать, что школа при Казанской консерватории пользуется заслуженным авторитетом в музыкальном мире. Ее знают, знают и ценят педагогов школы.

- Она чем-то похожа на ЦМШ, где вы учились?

- Ничем не похожа, она совсем другая. И слава богу: у нее есть свое лицо. Первое, что меня поразило в школе при Казанской консерватории, это умение детей общаться. Они общаются свободно, одинаково вежливо и не теряя чувства собственного достоинства - друг с другом, с педагогами, с младшими по возрасту, со старшими... 

- Не знаете, прозвище вам здесь дети уже придумали?

- Про прозвище не слышал. Единственное - мне сказали, что мой фан-клуб здесь уже есть. Организовали.

- За что из вашей школы могут исключить ученика?  

- Сложный вопрос: я здесь еще никого не исключал, и, надеюсь, мне не придется это делать. Да я даже представить такого себе не могу! Они же здесь все - фанаты, влюбленные в музыку. Их от инструмента не оторвать.

- Получается, "на ковер к директору" никого из учеников вызывать не собираетесь?
 
- Нет. С учениками я стараюсь общаться в коридоре школы, в интернате... Мне важно, чтобы они знали, что я - в первую очередь музыкант, а не директор. Они уже видели, что я играющий педагог... Вспомнил сейчас, какой экзамен мне устроили одноклассники в ЦМШ, в которую я поступил уже в старших классах. В первый же вечер в интернате у нас произошел с ними такой разговор: "Ты поступил? - Да. - Но ты наш экзамен не сдал!..". Мне пришлось исполнить свою программу одноклассникам.  Им было важно понять, кто появился в их среде. Принять или не принять новичка. Меня приняли.

- В вашей школе есть психолог?

- К сожалению, нет. Но вы знаете, любой педагог-музыкант - вынужденный психолог. Особенно в нашей школе, где ученики регулярно участвуют в конкурсах, а конкурс - это ведь не только победа, это еще и умение пережить проигрыш. Лично я своим ученикам всегда говорю, что нужно сравнивать себя не с конкурентами, а с самим собой - каким ты был вчера, каким стал сегодня?

- У современных юных музыкантов есть кумиры?

- Да, даже у малышей. Иной раз не всегда с этим соглашаешься: у одной моей ученицы кумир - Денис Мацуев... Но это нормально! Кумиры меняются.

- У вас менялись?  

- Скорее, расширялся их круг. Мой первый кумир - Эмиль Гилельс, у меня была его пластинка...  Очень большую роль в том,  что я стал музыкантом, сыграл Михаил Плетнев. Так сложилось, что он приехал в Кишинев и в один день играл сольный концерт, а в другой - с оркестром филармонии исполнял Второй концерт Брамса. Наша семья жила тогда не в Кишиневе - за сто с лишним километров от города, но мой папа отвозил меня на эти концерты. Это было потрясение...  Потом так сложилось, что я учился у педагога, у которого учился Плетнев, у Льва Власенко. И вот школу я возглавил, в которой когда-то Плетнев учился.

- Когда здесь учился Плетнев, здесь не было рояля "Steinway & Sons".

- Первый и пока единственный рояль всемирно знаменитой фирмы "Steinway & Sons" у нас появился 1 октября, в Международный день музыки. Это подарок нашей консерватории. Царский подарок! Понимаете, "Steinway" дает совершенно другие представления о звуке, играть на нем после игры на роялях других фирм - это как спортсмену сменить кеды "Скороход" на кроссовки "Nike". Помню, когда в ЦМШ я стал играть на рояле "Steinway", у меня было ощущение, что я учусь играть заново.

- Новый рояль будет стоять в вашем кабинете?

- Нет, он стоит в актовом зале. Ежедневно "Steinway" использоваться не будет. Это рояль для особых случаев: выпускные экзамены, классные вечера, концерты, мастер-классы... Чтобы играть на рояле такого класса, нужно получить на это право. О "Steinway" в школе мечтали со дня открытия. 

-  А сейчас о чем мечтают?

- Лично я мечтаю о том, чтобы у нашей школы появился свой автобус. Ученики у нас живут в разных концах города, добираться до школы - целое приключение. Сколько весит школьный рюкзак, представляете? А у наших ребят еще и инструменты в руках. Очень, очень нужен автобус... И помещение школы расширять нужно: имеющихся классов нам уже не хватает...

Что же этот чудо - директор не сообщил о том, что с его приходом большая часть бесценного кадрового состава школы обновилась, что школьники не могут сдавать ЕГЭ со всеми, а ранее выдаваемые дипломы о средне-специальном образовании канули в лету? И нет никакого фан-клуба, педагоги его не любят, а школьники не уважают. Наместник Абудуллина, не больше.

Выпускница ССМШ-колледжа при КГК не справедлива. Перечисленные ею преобразования были введены до назначения нового директора. Он пришел в школу в сложное для неё время. Видно, что он много трудится. Результаты покажет время. Желаем ему сил и терпения :)

Зря Вы так, Выпускница ССМШ-колледжа при КГКОх сколько общаюсь с педагогами ССМШ и КГК - еще ничего плохого о Маршанском сказано не было. Бесценный состав на месте, работает и радуется, что в школе порядок.  А детки из интерната могут питаться горячей пищей в столовой по воскресеньям.  Дай Бог ему терпения и сил, а результат должен быть. У порядочных интеллигентных людей все должно быть хорошо.