Может ли быть легальный бизнес прибыльным?

Ирина ПЛОТНИКОВА
Может ли быть  легальный бизнес прибыльным?

Скорое банкротство предрекает компаниям-перевозчикам пассажиров председатель рескома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства РТ Юрий Данилов. Вчера на встрече профсоюзных активистов с премьер-министром республики Данилов рассказал о том, что убытки отрасли растут день ото дня, поскольку государство не спешит исполнять обязательства по компенсации проезда льготников и борьбе с нелегальным извозом.

По данным транспортного профсоюза, АТП впервые столкнулись с убытками на традиционно прибыльном, междугороднем направлении. Выступая во Дворце труда, Юрий Данилов сообщил о "неконтролируемом нашествии нелегальных перевозчиков" в Татарстане и привел в пример Чистополь, где с несанкционированной площадки, без проверки документов, багажа и без прохода пассажиров через металлодетектор ежедневно отправляется по 23 рейса. А с автовокзала - всего 7! Вывод докладчика: "Любой террорист может беспрепятственно проехать по всей территории республики".

В городах, как выясняется, не менее опасно - износ трамваев и автобусов составляет почти 60 процентов, а целевая программа обновления транспортного парка предусматривает софинансирование бюджета республики и самих АТП лишь на бумаге. На деле же, по словам профсоюзного лидера, перевозчики должны искать средства на закупку сами. А где? Цены на проезд регулирует правительство и повышать их до "экономически обоснованных" не разрешает. Государство же определяет перечень граждан-льготников, которым гарантирует бесплатный проезд, а самим транспортникам за эту услугу республиканский закон гарантирует компенсацию из республиканского и местных бюджетов. Справедливость этой нормы в этом году установил Конституционный суд РТ, однако выплат как нет, так и не было.

"Законы не исполняются, а предприятия, как ни ужимают расходы, терпят убытки", - констатировал Юрий Данилов. По его словам, только в Нижнекамском районе три транспортных предприятия с 2008 по 2011 гг. не могут добиться возмещения 120 миллионов рублей за перевозку на городских и пригородных маршрутах пассажиров с едиными социальными проездными.

Премьер-министр, взяв слово, признался, что об обязательствах республики по обновлению пассажирского парка впервые слышит, и попросил минтранс подготовить справку. С проблемой невыплаты компенсаций транспортникам Ильдар Халиков, вероятно, знаком много лучше, потому обещать с трибуны, что закон таки будет выполняться, он не стал. Хотя отметил: вопрос с распределением льгот надо по справедливости решать, "чтобы и людей не обидеть, и транспортников не разорить".

Комментируя ситуацию корреспонденту "ВК", глава миндортранса республики Ленар Сафин дал понять, что не считает реальной угрозу банкротства перевозчиков и не вполне доверяет цифрам, которыми они оперируют при подсчете льготников: "Благодаря "электронной транспортной карте" точной информацией располагает только Казань, в остальных городах мы планируем внедрять эту систему. До Нового года правительством будут приняты меры, чтобы 335 миллионов рублей, предусмотренных в бюджете-2012, было достаточно, чтобы покрыть убытки всем транспортникам. В этом году в бюджете предусмотрен такой же объем средств, но, конечно, есть "разрывы" с выплатами, поэтому работаем с каждым предприятием...".

Гораздо проще, на словах, выглядит решение проблемы нелегалов на колесах. "Надо убирать их, это вопросы безопасности, - считает премьер. - Почему эти вопросы не решаются ГАИ, МВД, инспекцией? Мы ведь изменения в Административный кодекс больше года назад внесли?" Представителей вышеназванных служб в зале не было, так что вопрос остался без ответа. Впрочем, будь на заседании сами "серые" перевозчики, они бы намекнули, что, играя с государством по его правилам, легче прогореть, чем заработать.